Собаке Баскервилей исполняется 35 лет!
Один из самых известных и захватывающих сюжетов советской киноэпопеи о приключениях Шерлока Холмса и доктора Дж. Уотсону, «Собаке Баскервилей», в январе 2016 года исполнится 35 лет. Эта история о создании легендарного фильма режиссера Игоря Масленникова.
«Собаку Баскервилей» когда-то называли «советским фильмом ужасов». Понятно, да? Ночь, болото, чудовище, нападающее на людей… Если бы вы знали, что нужно, чтобы снимать эти несколько секунд. Это сейчас, когда везде анимация и компьютерная графика, не проблема показать зрителю монстра любого размера, а раньше… Ой как пришлось помучиться создателям фильма, чтобы снять ключевой эпизод, нападение собаки на Сэр Генри.
Теленок пробовался на роль собаки
Кульминацией «Собаки Баскервилей» стала та самая загадочная собака, которая терроризирует героев фильма и зрителей. Оказалось, что самая сложная задача — это убрать артиста клеем.
— Ошибиться при выборе этой роли было невозможно — только появление в кадре настоящего монстра могло объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, — рассказал художник-постановщик Виктор Оковитый. — Четвероногие искатели видели некоторых. Они искали парня методом проб и ошибок; никто точно не знал, как в итоге должна выглядеть собака. Они пробовали разные породы собак, даже предложили пекинеса с одним глазом, выколотым кошкой, а другой глаз выглядел очень сумасшедшим. Мы сделали несколько кадров с ним, но мы не были удовлетворены результатами. Им пришла в голову идея снять ТЕЛЕ в роли Собаки Баскервилей, но быстро отказались и от этой идеи. Потом был вариант с СОБАКОМ. Он был заклеен светоотражающей лентой, которой наклеивают дорожные знаки. К животному приклеили скелет собаки и начали снимать на черный бархат. Мы смотрим на картинки и заливаемся смехом; оказался просто «бегущий скелет».
После просмотра ролика директор Масленников сказал, что выход один — сделать маску для собаки.
— На Сначала мы подумали о том, чтобы покрасить всю собаку фосфором, как писал Конан Дойл. Мы сказали кинологам, а они покачали головами, мол, собака испортит нюх, ни один хозяин не позволит красить животное химией», — вспоминает директор. — Он сразу слизывает все спички…
— А так как идея световозвращающей ленты была моя, меня попросили сделать намордник для собаки, — рассказывает дизайнер Оковитого. — На черный бархат я наклеила светлую ленту. С этим на голове собака вбежала в кадр. А вместо фосфора приготовим смесь специальной пены из стирального порошка и соскобленного с малярного скотча светоотражающего слоя. Я наносил эту смесь на маску для собаки.
Нам было тяжело сниматься. После того, как на собаку надели светоотражающую маску, ее нужно было снять и одновременно направить свет. За камерами размещены специальные отражатели. Подготовка к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не будет подвергаться яркому свету. Животные вообще не бегут в огонь, это закон природы. Съемки снова отменили. Мы произвели этот выстрел шесть раз!
От дружественного немецкого дога превратилась в жуткую собаку Баскервилей…
Я понятия не имела, что работать с животными на съемочной площадке так сложно. Казалось бы, простой эпизод: пуля попадает в собаку. Однако, как художник, собака должна «воспроизвести» удар пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Нужно было показать агрессивную реакцию пса, и оказалось, что он очень миролюбив по натуре. Масленников предложил: давай сделаем пулю из оловянной проволоки и пристрелим собаку. Помощница актеров Наташа Яшпан, умная женщина, смутила режиссера, мол, вы из Питера, как вы можете собаку обидеть?
Масленникову, показать, что пули лишь слегка возбуждают животное и больше ничего, предложил прострелить ему ноги. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в… чуть выше бедра… ну, бери… Мы услышали крик директора! Игорь Федорович схватился за слабое место и громко закричал! В общем, реакция была такой же и все понимали, что стрелять в собаку нельзя. Тогда придумали такой ход: подкладывали под собаку кусок фанеры и с силой выдергивали ее, так что собака спотыкалась. Но он оказался хитрым: почуял ловушку, побежал на фанеру, через нее… перепрыгнул! Пришлось сделать более семи кадров, пока измученная собака, устав прыгать, начала спотыкаться.
Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков боялся сниматься рядом с собакой, т.к. что собака и Михалков снимались отдельно, а потом кадры слились…
Группа вспоминает, что собака получила максимум удовольствия от поездки, но мужественно всему сопротивлялась и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, пес оказался невероятным обжорой: торт, принесенный на день рождения Соломина, он съел вместе с коробкой, не оставив ни крошки. — Сегодня трудно восстановить «рецепт». Они использовали голоса льва, медведя, собаки, все растягивали. Работа оказалась настолько трудной, что ее пришлось делать в Москве; в то время в Ленинграде не было хороших коллективов.
Михалков приехал не один
По словам режиссера, на роль Никиты Михалкова — сэра Генри — сначала пробовался актер Николай Губенко. Я его долго уговаривала, но он отказался в последний момент.
В то время Михалков заканчивал фильм «Кин», в котором Светлана Крючкова играл. , участвовавший в фильме «Собака Баскервилей». Ей и ее мужу (оператору Юрию Векслеру) пришла в голову идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри.
Ко всеобщему удивлению, Михалков пришел на киностудию «Ленфильм» не один, а со своим другом, сценаристом. , художник, актер и режиссер Александр Адабашян, кроме того, за 12 дней до начала съемок. Каждые 12 дней друзья гуляли по «Ленфильму», смеялись, что-то обсуждали. Начались съемки, и артисты иронично посмотрели на режиссера. Дошло до того, что Михалков принял на себя командование сетом.
Чтобы «обезвредить» эту компанию «негодяев», нужно было найти то, что мог бы сделать Адабашян . И тут режиссеру пришла в голову идея: «Пусть играет Бэрримор!» Эта должность стала вакантной. Вот таким стал Адабашьян на съемках человек, подчиненный режиссеру, и у него уже не было времени спорить с Михалковым, правильно ли режиссер снимает.
В итоге задумчивый Адабашян стал неким буфером, противовесом темпераментному Михалкову в фильм. Его напарник органично вписывается во всю историю. Александр Адабашьян, сыгравший Бэрримора, чувствуя, что варит в фильме кашу, признался, что никогда в жизни не ест эту замечательную кашу каждое утро и считает свою роль в фильме звездной. Знаменитая строчка «Овсянка, сэр!» это стало его визитной карточкой.
— Я еще никому об этом не говорил: оказывается, я пришел на пробы в этот фильм с … большой черный глаз. Он пошел в бой! С кем, не скажу. Но у меня был классический вид… Группа, конечно, удивилась, посмотрели на меня многозначительно, но взяли. Во время съемок я уже не волновалась, а полностью погрузилась в работу. По сюжету нам нужно было создать контраст между старой Англией и дикой новой Америкой. Сэр Генри (Никита Михалков) приезжает из США и попадает в совершенно другую среду. Чтобы показать это, он пришел в наряде: волчья шуба, мясо и вино на столе и, как контраст, традиционная английская каша. Получилось весьма забавно…
Каша, которую реквизитор приготовил специально для фильма, была настолько хороша, что по окончании съемок в павильон для съемочной группы принесли еще одну кастрюлю. При этом в перерывах между съемками к котлу с кашей приставили охрану, чтобы ее не съели раньше времени.
Чтобы играть было веселее, актеры попутно придумывали различные трюки. Например, я играл вместе с Соломиным и предлагал ему оживить отношения между нашими героями: как будто между Бэрримором и Ватсоном произошел внутренний конфликт: доктор подозревает дворецкого, и он не станет мстить. геркулес Такого «противостояния» персонажей не было в сценарии, это была полностью наша идея.
— Говорят, что вы с напарниками много пили на съемках?
— Пили не во время съемок, а после. Все на месте происшествия были трезвыми. Потом возвращались со съемок, поезд грохотал так, что пассажиры явно не спали в эту ночь.
— Раньше в залоге были Никита Михалков, Адабашьян, Вася Ливанов, что сводило режиссера с ума, — — признал Оковитый. , мастер комбинированной стрельбы. — А в целом съемки проходили в очень веселой семейной атмосфере. Поэтому фильм получился удачным.
Режиссеру сообщили, что Михалков якобы «уговорил» бутылку коньяка за одну смену и ничего не ел. И он был просто неутомим во время съемок. Однажды он так загнал лошадь, что она потеряла сознание: лежала с закрытыми глазами, не дыша… Кто-то решил, все, не жилец. Но Никите удалось привести ее в чувство.
Виталий Соломин, актер в роли доктора Ватсона, не жалел средств, работал буквально не закрывая глаз . В то время готовился спектакль для очередного партийного съезда в Малом драматическом театре в Москве, где он выступал. Репетиции проходили ежедневно и с большим участием. В «Перро» тоже каждый день стреляли. Соломин неделю провел в поезде и ездил из Москвы в Ленинград и обратно. Я не спал нормально уже неделю. Каждое утро она вставала, вставала перед зеркалом и говорила: «Проснись, талант. »
Где снималось
Графство Девоншир, в котором происходят события романа «Собака Баскервилей», в фильме Масленникова заменено эстонскими пейзажами. Пустоши Куистлемм идеально подошли на роль знаменитых пустошей Дартмур. Баскервиль-холл снимали в Таллинне, локациями служили два здания. В эпизоде, где Др. Мортимер, которого играет Юджин Сентва, рассказывает легенду о доме Баскервилей, появляется замок Глен. Именно здесь пленный Гуго Баскервиль спускался по плющу из окна замковой башни. Баскервильский зал XIX века интерпретировал замок графа А.В. Орлов-Давыдов. Сейчас в нем находится Эстонский исторический музей.
«Ехали, где-то на пригорке стоял какой-то домик», — вспоминает второй директор Аркадий Тигай. — Вдруг Масленников кричит: «Стой, стой! Вот она!» Подъехали, там настоящий английский дом. Вокруг газон. Это был полный успех.
О гонорарах
Заслуженный артисты (Соломин, Ливанов, Михалков, Янковский) получали по 50 руб./смену (около 15 000 руб. в сегодняшних деньгах).Для сравнения: сейчас гонорар лучших актеров составляет около 600 000 руб./день.
остальные художники получали по 30-40 руб. в день (около 9000-12000 руб. в наших деньгах). Дополнительные — 3 руб. в день (около 900 руб. в наших деньгах).
оплата актеров за фильм-фотопробы по фильму Собака Баскервилей Ленфильм, 1979:
Ш.Холмс , Д .Ватсон , миссис Хадсон , Лестрейд — без вариантов.
Олег Солоницын и другие претендовали на роль » Д. Мортимера «(доктор Мортимер); утвержден Евгением Ст::)в.
Александр Кайдановский, Олег Даль и Юрий Богатырёв пробовались на роль » Стелбтона » (злодей Стэплтона), утвержден Олег Янковский.
На роль Бэрримор (дворецкий) (был утвержден Александр Адабашьян) претендовали Александр Пороховщиков и Борис Иванов.
На роль пробовались Любовь Полищук, Анастасия Вертинская, жена Василия Ливанова» Берил Стелбт. » (сестра-жена Степлтона); утверждена Ириной Купченко.
На роль Лауры (миссис Лайонс) пробовались Ирина Муравьева, Лариса Удовиченко, Елена Коренева (Алла Демидова был утвержден ).
На роль сэра Генри Баскервиля пробовались Николай Губенко и Игорь Васильев , утвержден Никита Михалков.
Ш.Холмс , Д.Ватсон , Миссис Хадсон , Лестрейд — без вариантов.
На роль претендовали Олег Солоницын и др.» Д. Мортимер » (Доктор Мортимер); утвержден Евгением Ст:)в.
На роль « Стелбтон » пробовались Александр Кайдановский, Олег Даль и Юрий Богатырёв ( злодея Стэплтона); утвердил Олег Янковский.
На роль пробовались Александр Пороховщиков и Борис Иванов Бэрримор (дворецкий) (утвержден Александр Адабашьян).
Любовь Полищук, Анастасия Вертинская, жена Василия Ливанова, пробовалась на роль « Берил Стелбт. » (сестра-жена Стэплтона); утверждена Ириной Купченко.
На роль Лауры (миссис Лайонс) пробовались Ирина Муравьева, Лариса Удовиченко, Елена Коренева (была утверждена Алла Демидова).
Николай Губенко и Игорь Васильев пробовались на роль сэра Генри Баскервиля ; одобрил Никита Михалков.
Истории со съемок
Актриса Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, во время съемок была беременна. Как она сама заявила, после прочтения сценария пришла в ужас:
Видео-гайд: Где снимали советского шерлока холмса собака баскервилей
— Я прочитала свою роль и поняла, что останусь без ребенка. моя героиня все время плачет! И текст у него такой страшный: про каторжника, про брата. Что-то должно было быстро измениться. А я пошла как ни парадоксально. Произнесение этого текста заставило меня улыбнуться. И решение картинки получилось. — Значит, убийца Селдена — твой брат? Я говорю да, сэр! и улыбка. И начинаю рассказывать историю, часть которой выдумал Адабашьян: «Он был настоящим ангелом, просто попал не в ту компанию…» — все было добавлено и импровизировано. А также история мальчика Генри, который очень любит каши…
Однажды Михалков и Крючкова прикрыли Соломина.
— Виталий Соломин очень ревновал, что на первом плане снимался кто-то другой , а не он, — сказала Крючкова. «Мы снимали сцену в башне, когда Бэрримор подал сигнал моему брату и мне броситься защищать его. У Соломина была люстра со свечами, и он стоял спиной к оператору. Пришел Михалков и прошептал мне на ухо: «Не спорь с Соломиным на репетиции, послушай, а там будет стрельба, так подойди и возьми из его рук эту сандалию». Я сделал это так. Сбитый с толку, Соломин спросил: «Значит, убийца Селден — твой брат?» Я повернулся к Соломину, то есть спиной к оператору, а потом вдруг повернулся к Михалкову, который был начальником, ответил: «Есть-с» и произнес свой монолог крупным планом.
Где снимали «Собаку Баскервилей»
Неизвестный в такси смотрит Баскервилей
Снято : Эстония, Таллинн , ул. Hobussepea
Эта короткая улица находится в самом центре старого Таллинна. Ей повезло быть захваченной от начала до конца.
Эпизод фильма, 1981 год.
Фото Сергея «Гар», 2009 год
Эпизод фильма, 1981 год.
Фото Алексея Лешкова, 2007 год
Эпизод из фильма, 1981 год.
Фото Сергея «Гара», 2009 г.
Кабинет дворецкого
Оператор: Эстония, Таллинн, ул. Пикк, 25 (угол улицы Хобуссепеа), галерея при посольстве России
От улицы, где кто-то в такси наблюдал за Баскервилем, до конторы Дворецкого — несколько шагов, только за угол.
Ан Эпизод из фильма, 1981 год.
Фото Фрица Ханке
Эпизод из фильма, 1981 год.
Фото Сергея «Гара», 2009
Трехэтажное угловое здание в стиле модерн с элементами неоренессанса построено в 1908-09 годах (архитектор Жак Розенбаум, инженер Эрнст Буштедт) как доходный дом. Это одно из немногих зданий в этом стиле в Таллинне. Фасады, типичные для домов Розенбаума, богато украшены (скульптор Август Фольц). В здании смело смешаны разные фактуры: в качестве украшений использованы деревенские, квадратные, кирпичные стены, кирпич, замазка Mascarons (стилизованные человеческие или гротескные призрачные маски лица) и цветочные орнаменты, характерные для югенда. Изюминкой дома является кокетливый джентльмен в очках, заглядывающий в чужие окна, и черный кот, сидящий на крыше.
В доме есть небольшая терраса. В советское время здание принадлежало КГБ, сейчас в здании располагается посольство Российской Федерации. Посольство занимает целый квартал и владеет не только этим зданием, но и всем, что выходит на уже известную улицу. Хобуссепеа с западной стороны.
За дверью, через которую вошли Холмс и Ватсон, находилась картинная галерея посольства с 1993 года до недавнего времени. Сейчас помещение передано консульскому отделу, хотя вывеска «Галерея» над входом осталась.
Баскервиль зал № 1
Снято: Эстония, Таллинн , ул. Вана-Мустамяэ 48, замок Глен
Эпизод фильма, 1981 год.
Эпизод из фильма, 1981 год.
Фото Алексея Лешкова, 2007 год
Баскервиль-холл был представлен двумя таллиннскими замками. Первый из них появляется только в рассказе Мортимера. Здесь по плющу из окна спустился пленный Хьюго, здесь же было найдено тело сэра Чарльза.
Этот замок был построен в 1886 году бароном Николаем Гленом в Ныммеском районе Таллинна. Парк вокруг замка был подготовлен в конце 19 века. Он был открыт для бесплатных экскурсий, и люди съезжались со всего города.
Баскервиль зал № 2
Фотографировано: Эстония, Таллинн, Пирита теэ 56, граф СРЕДНИЙ. Орлова-Давыдова (Замок Маарьямяэ)
Эпизод из фильма, 1981 год.
Фото Сергей «Гара» , 2010 г.
Эпизод фильма, 1981 г.
Фото Сергея «Гарь», 2010 г.
Эпизод из фильма, 1981 г.
Фото Сергея «Гара», 2008 г.
Замок построен в 1874 г. , так за 15 лет до прихода сэра Генри, а не за пять столетий, как он любил думать. Архитектор Роберт Гедике. После отъезда сына Орлова-Давыда Алексея во Францию в 1917 г. в этом здании располагалось голландское консульство, затем ресторан «Ривьера Пале», с 1937 г. — Авиашкола, а после войны — жилой дом. с 1975 года здесь располагались апартаменты Эстонского исторического музея.
Теоретически Бэрримор должен был подавать сигналы Селдену с этой башни. К сожалению, ни башня, ни другие части замка не снимались: все интерьеры Баскервиль-холла снимались в павильоне.
Фото: LIKA240168, 2010 г.
Фото Сергея «Гара», 2008 г.
В 1983-1988 годах польские реставраторы восстановили главный корпус и различных подсобных помещений. Вид на заднюю часть замка сильно изменился. Осыпающийся булыжный забор, над которым Ватсон скитался, его давно нет, остался только его фрагмент.
Эпизод фильма, 1981 год.
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
Лужайка у замка настолько заросла бурьяном, что летом дом был почти не виден за густыми зарослями; только весной 2010 года эти дебри снова расчистили, что позволило снять более-менее нормальные кадры.
Фото — SerRb, 2009
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
Вопреки ожиданиям, главные ворота ведут не на болота, а прямо на набережную Таллиннского залива Балтийского моря, где проходит оживленное шоссе Пирита. Таковы кинематографические метаморфозы. А до постройки дороги (1926 год) ступени спускались прямо к воде — волны уже плескались там, где сейчас автобусная остановка. Терраса и лестница восстановлены в конце ХХ века.
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
И еще более любопытный штрих. Призрак огромной собаки — не единственное, что могло здесь напугать сэра Чарльза. Где скорее всего могли находиться духи вождей мирового пролетариата или других известных личностей, как в полный рост, так и в виде отделенных частей тела. На заднем дворе хутора целое кладбище со снесенными памятниками Ленину и др.
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
Гримпен
Автор фото: Эстония, волость Вихула, деревня Сагади, посёлок Сагади
Фотография Сергея «Гара», 2010 г.
Фотография Сергей «Гара», 2010 г.
Фото Сергея «Гара», 2010 г.
Усадьба Сагади впервые упоминается в письменных источниках в 1469 г., когда она принадлежала Барон Отто фон Ризебитер. В 1687 году замок стал собственностью шведского генерал-адъютанта Гидеона фон Фока. Он немедленно приступил к перестройке имения, но отремонтированное им здание сгорело в 1703 году во время Северной войны.
Внук Гедеона, Иоганн Эрнст фон Фок, затем начал строительство каменного здания, которое было завершено в 1753 году. Тогда же был разбит сад и засажены парковые аллеи. В 1793 году началась очередная реконструкция усадьбы. Усадьба была расширена, появились ворота и подсобные постройки: амбар и гараж.
Последним владельцем усадьбы до 1919 года, когда здание было национализировано, был Эрнст фон Фок. С 1919 года в замке находилась начальная школа, а в 1970-х годах здание было передано для нужд Раквереского лесничества. v В 1977 году директор предприятия организовал реставрационные работы. Усадьба стала одной из немногих отреставрированных в Эстонии.
Окно, в которое еще смотрел Мортимер, находится в конце усадьбы.
Эпизод из фильма, 1981 год.
Фото Сергея «Гара», 2010 год
А вот электронная почта, с которой Ватсон отправлял сообщения Холмсу. Здесь, в историческом доме управляющего усадьбой, сейчас находится общежитие. Толстостенное здание 18 века стало подходящее место для недорогого жилья и проведения различных мероприятий.
Просторный зал с камином вмещает около 40 человек и подходит как для проведения конференций, так и для торжеств. Финская сауна в передней идеально подходит для небольших компаний. В шести комнатах 35 кроватей.
Деревянная дверь, ведущая на почту, на удивление сохранилась.
Источник