- Как паять алюминиевый радиатор
- Как паять алюминиевый радиатор
- Технология пайки алюминиевых радиаторов: характеристики
- Пайка своими руками с помощью паяльника/горелки
- Химическая сварка
- Композитное удлинение
- Аргонная сварка
- Как привариваются алюминиевые соты на радиаторы
- Как паять алюминиевую трубу радиатора: основные виды флюсов и припоев
- Видео-гайд: Как можно починить радиатор охлаждения своими руками
- Можно ли самому сварить алюминиевый радиатор?
- Нюансы пайки разных радиаторов
- В каких случаях сварка алюминиевого радиатора не имеет смысла?
- Часто задаваемые вопросы
- Безопасно ли сваривать алюминиевый радиатор интеркулера?
- Можно ли заварить радиатор, не снимая его?
- Олово все время выпадает из радиатора, как его припаять?
- Аргон прожигает радиатор во время сварки. Что делать?
- Как заделать отверстие в алюминиевом радиаторе?
Как паять алюминиевый радиатор
Автомобильные алюминиевые радиаторы в системе охлаждения, АКПП и кондиционере часто оказываются разгерметизированными из-за своего расположения вследствие механических повреждений. В то же время алюминий плохо поддается сварке и пайке из-за толстой оксидной пленки на поверхности, которую трудно удалить механическим способом или нагреванием. Оксидный слой препятствует прилипанию припоя к металлу, поэтому при нарушении технологии он легко отделяется и вновь создает течь. В этой статье мы расскажем, как можно самому спаять алюминиевый радиатор, какие инструменты, флюсы и припои лучше всего подходят для этой цели.
Как паять алюминиевый радиатор
Перед сваркой алюминиевый радиатор в домашних условиях, стоит выбрать соответствующую технологию ремонта. Существует четыре основных способа восстановления контура охлаждения:
- паяльная или газовая сварка;
- химическая сварка (холодная сварка или эпоксидный клей);
- сварка ВИГ;
- составное расширение.
Основные характеристики каждого метода ремонта описаны в следующей таблице.
Технология пайки алюминиевых радиаторов: характеристики
Метод сварки | При использовании метода | Сколько времени занимает сварка |
---|---|---|
Горелка или газ | Трещины и мелкая стружка (диаметром до 1 мм) | Средний срок службы до 1-2 лет |
Мелкие и средние трещины, сколы | ||
Сварка ВИГ | Практически любой дефект, которого можно добиться с помощью горелки | Очень прочный, почти как заводской (до 10 лет и более) |
Химическая сварка (эпоксидная смола или сухая сварка) | Небольшие и средние трещины и отверстия. Применяется, когда нет сварочного оборудования или неисправность находится в труднодоступном месте, куда не может добраться сварщик или горелка. | От 1 до 2 лет при использовании универсальных клеев, до 5 лет при использовании специальных составов для алюминия. |
Композитная реставрация | Большие дыры снизу, сверху или сбоку радиатора, крупные сколы в сотовых трубках 0,5 года — специальным составом для алюминия. |
Пайка своими руками с помощью паяльника/горелки
Пайка радиатора с помощью паяльника
Пайка алюминиевый теплоотвод с помощью паяльника или газовой горелки позволяет заделывать трещины и отверстия до 1-2 мм , это легко сделать в домашних условиях, но не дает длительного результата .
В процессе сварки флюс разъедает оксидный слой и препятствует образованию нового. Расплавленный металл шва проникает в микрорельеф, взаимодействует с атомами алюминия, но не образует с ними единой кристаллической структуры, как в случае с припоем. По этой причине, несмотря на относительно высокую прочность, связь остается неоднородной. Так как соединение разнородных металлов не восстанавливает 100% прочности из-за экстремальных температур, вибраций и других механического напряжения соединение со временем изнашивается.
Химическая сварка
Использование холодной сварки
Альтернативой сварке алюминиевого радиатора, которую можно легко выполнить в домашних условиях, является химическое восстановление. В этом случае не требуется сварочное оборудование, а для герметизации проема используется полимерный материал. Это может быть эпоксидная или полиэфирная смола, либо «холодная сварка», двухкомпонентный клей для металла. Метод работает на небольших трещинах и дырках, позволяет быстро устранить течь без специальных инструментов, но недолговечен .
Полимерные клеи не вступают в реакцию непосредственно с металлом, но благодаря хорошему наполнению проникают в микрорельеф реставрируемого участка, а после полимеризации образуют прочную связь.
Композитное удлинение
Ремонт больших отверстий с реконструкцией композитом
Тип химического ремонта – наплавка компаундом. Помогает закрыть большие отверстия (до десятков миллиметров), например, при восстановлении сломанного верхнего или нижнего бака. Подготовка поверхности осуществляется так же, как и при классической оклейке, но дополнительно при ремонте используется армирующий материал. Это может быть стеклянный или стекломат (плотность 300), углеволокно, базальтовая ткань. При ремонте отрезается кусок армирующей ткани, пропитывается клеевым составом и укладывается поверх отверстия, чтобы полностью его закрыть.
При выборе полимера для восстановления алюминиевого радиатора важно выбрать материал с сопоставимым коэффициентом теплового расширения . Это такие составы, как Эпоксидный Металл Момент, ABRO Steel, Novol Plus 710 и другие полимеры, которые предназначены для алюминиевых поверхностей.
Аргонная сварка
Ремонт автомобильных радиаторов аргонной сваркой
Самый надежный способ ремонта алюминиевого радиатора – это сварка в среде защитного газа. Аргонно-дуговая сварка (TIG) позволяет удалять дефекты любого типа и площади с доступом к поврежденному участку.
Недостатком технологии является сложность и дороговизна: некоторые дефекты труднодоступны для горелки. сварочного аппарата, особенно для неопытного человека, этот способ будет недоступен. Цена базового аппарата для сварки TIG 10 000 руб. Поэтому по возможности лучше отдать специалисту — подготовка алюминиевого радиатора аргоном стоит в среднем около 2000 руб. Точная цена напрямую зависит от площади повреждения – стоимость сварки 1 кв. см — около 700 руб.
Как привариваются алюминиевые соты на радиаторы
Вариантов сварки алюминиевого автомобильного радиатора много. Достаточно эффективными средствами являются:
- Железо-канифольный флюс . Нагретая канифоль смешивается со стальными опилками (можно опилить из нержавеющего металла) и служит защитой от образования ржавчины. Сварка алюминия, плавящегося при 150-250°С, позволяет заполнить трещину без перегрева детали. Метод хорош для заделки мелких трещин в сотах и трубах, но малоэффективен при повреждениях более 5 мм .
Ремонт сот охладители со сваркой и газовой горелкой: видео
- Aluminium Flux . Если флюс на основе железной канифоли не обеспечивает хорошего сцепления, можно использовать флюс, приготовленный из хлорида калия, хлорида лития, хлорида натрия (соли), сульфата натрия и криолита. Благодаря тому, что флюс борется с образованием оксидной пленки , припой хорошо сцепляется с поверхностью. Для пайки лучше использовать специальный припой, например П150А, П250А, П350А или обычный оловянный ПОС-60.
- Флюс для припоя . Припой со специальным флюсом представляет собой полый стержень, заполненный алюминиевым флюсом. Его расплавляют зажигалкой и вводят в трещину. При плавлении флюс выделяет вещества, растворяющие оксидную пленку и обеспечивающие хорошее сцепление припоя с основным металлом. Подбирая нужную толщину стержня и интенсивность факела (необходима температура около 400 °С), можно качественно заварить трещины и отверстия до 5-10 мм .
- Масляная сварка . Для предотвращения образования оксидов можно обработать деталь минеральным маслом (щелочным или индустриальным пистолетным, для швейных машин, различных станков). После смазки очистите место ремонта ножом или скребком, чтобы соскоблить оксидный слой. Масляная пленка блокирует доступ кислорода, поэтому новые оксиды не образуются. В процессе пайки нагретым паяльником (желательно мощность 90 Вт, температура выше 300°С) масло выкипает и удаляется с места ремонта. Наконечник при этом охлаждается, но поддерживает температуру 150-250°С, что достаточно для расплавления припоя. Сварной шов заедает на поверхности радиаторной пластины или патрубка. Таким способом завариваются мелкие и средние дефекты, до 5-10 мм . Способ хорош отсутствием специальной пайки, т.к. паять алюминиевый радиатор с оловом под масляной пленкой гораздо проще, чем без нее.
Готовый к применению алюминиевый флюс СФ-ОР/АЛ-19
- Меднение в зоне ремонта . Для предотвращения образования оксидов можно перед сваркой алюминиевых сот радиатора анодировать поврежденные кромки медью. Для этого используйте раствор медного купороса (он служит источником меди и защитой), электрод из тонкой медной проволоки и аккумулятор или любой другой источник постоянного тока напряжением не менее 1,5–3 вольт. Под действием тока атомы меди купороса осаждаются на зачищенном алюминии и образуют медный слой. Так как медь менее склонна к окислению на воздухе, с ней будет легче получить адгезию припоя, чем с алюминием.
- Припой и флюс для алюминия . Если у вас есть доступ к зарядному устройству для флюса, вы можете использовать готовые припои П150А, П250А, П350А и алюминиевые флюсы Ф-64, ЛТИ-120 или СФ-ОР/АЛ-19. Температура плавления припоев составляет примерно 150-250 °С, что позволяет использовать маломощный паяльник .
- Эпоксидный клей . Двухкомпонентный полимерный клей является хорошей альтернативой, поскольку он обеспечивает сравнимую прочность соединения, но не требует сварочного оборудования или навыков сварщика. Вариантов приклеивания алюминиевого радиатора много, но лучше использовать специальные составы, такие как Эпоксидный Металл Момент, Loctite 9466, Permatex Cold Weld 14600. Хорошо сцепляется с алюминием, имеет сопоставимые коэффициенты расширения, поэтому крепко держится. Даже большие отверстия можно заделать с помощью эпоксидного клея, используя углеродный, стеклянный, волокнистый или базальтовый мат или тонкую металлическую сетку в качестве армирующего материала для заплат.
- Термитный карандаш . Это состав на основе серы, магния, алюминия и других металлов, который прожигает и проплавляет отверстия без применения дополнительного оборудования. Сера и магний являются источником тепла, а остальные компоненты являются фактическим припоем. Соединение не очень надежное (термитный карандаш не решает полностью проблему окисной пленки), но подходит для небольших трещин до 5 мм.
- Холодная сварка . Другим вариантом, кроме герметизации алюминиевого внутреннего радиатора отопления или системы охлаждения, являются полимерные соединения, известные как «холодная сварка». Несмотря на расхожее название, они не имеют отношения к сварке и в основном заливаются полимерным клеем. Благодаря пластичности таких составов (таких как ASTROhim ACE-9305, Abro Steel) ими можно создавать и герметизировать даже относительно большие проемы ( более 1 см ).
Как паять алюминиевую трубу радиатора: основные виды флюсов и припоев
Припой | Состав припоя/ флюс | На какое повреждение подходит |
---|---|---|
Флюс железный канифоль | П150А, П250А, П350А, ПОС-60, для флюса — железная стружка + канифоль (соотношение 1:2). | Незначительные повреждения сот, трещины в трубах и т. д. |
Течение расплава для алюминия | Течение расплава:
| Мелкие и средние трещины, отверстия до 5 мм. |
Флюс для пайки алюминия | Castolin 192 FBK, Castolin 196, HTS 2000, Filalu 1192 NC. | Небольшие и средние повреждения гребней и трубок, до 5-10 мм. |
Сварка в оружейном масле |
| Мелкие и средние повреждения до 5 мм. |
Алюминий, спаянный с медью |
|
|
Алюминиевый припой и алюминиевый флюс | П150А, П250А, П350А + алюминиевый флюс Ф-64, ЛТИ-120 или СФ-РО/АЛ -19. | Маленький а средние повреждения трубок, сот, до 5–10 мм. |
Термитный карандаш | Термитный карандаш для пайки и пайки в качестве дополнительного припоя. | Мелкие и средние отверстия до 5 мм. |
Эпоксидный клей |
| Мелкие и средние повреждения, с усилением — и большие (более 10 мм). |
Холодная сварка | ASTROhim ACE-9305, Abro Steel, Mannol 9928, Abro TM-185. | Мелкие и средние повреждения гребней, трубок до 10-15 мм. |
Видео-гайд: Как можно починить радиатор охлаждения своими руками
Можно ли самому сварить алюминиевый радиатор?
Чтобы сварить алюминиевый радиатор автомобиля своими руками, вам потребуется:
- мощный паяльник (от 90 Вт) или газовая горелка;
- спиртовой или углеводородный растворитель (антисиликон, уайт-спирит, очищенный бензин и др.) для обезжиривания;
- припой (желательно на флюсовом стержне); флюс
- (если припой не имеет флюса на стержне);
- металлическая щетка или наждачная бумага.
После подготовки всех инструментов нужно слить охлаждающую жидкость, разобрать радиатор, положить на стол и приступить к работе:
Как припаять алюминиевый радиатор — пайка фиолет 1192 нк: видео
- Зачистить дефектный участок металлической щеткой или наждачной шкуркой от сильных загрязнений и окислов
- Обработать участок подлежащий ремонту обезжиривателем
- Включите нагрев паяльника или подготовьте газовую горелку
- Обильно покройте место ремонта флюсом и заблокируйте доступ кислорода.*
- Нагрейте место ремонта зажженной горелкой или паяльником
- Загерметизируйте отверстие, вставив припой под горелку или на острие паяльника
- После окончания сварки проверьте перед заполнением радиатора водой и создание давления (не более 8-10 атм.) с помощью компрессора или насоса.
*При использовании алюминиевого припоя (например, Filalu 1192 NC) нет необходимости предварительно плавить место пайки. Если используются кислотные флюсы, остатки ремонта следует удалить средством для удаления флюсов или 5-10% водным раствором карбоната натрия.
Для предотвращения образования оксидного слоя можно использовать медное покрытие ремонтируемой поверхности. Поскольку медь лужится намного легче, чем алюминий, ее тонкая пленка обеспечивает лучшую адгезию припоя. Для пайки омедненного радиатора автомобиля потребуются:
- медный купорос (медный купорос);
- Источник тока от 1,5В до 2В до 12В с медными проводами;
- пластилин;
- обезжириватель;
- металлическая щетка или наждачная бумага;
- сварка;
- скорость потока;
- мощный паяльник.
Сварку автомобильного алюминиевого радиатора с медным покрытием производят в следующем порядке:
Как выполнить пайка алюминиевого радиатора автомобиля с медью: видео
- Ремонтируемая поверхность очищается от окислов и обезжиривается.
- Вокруг отверстия z пластилином создается воротник, препятствующий вытеканию раствора для анодирования. Во фланец заливается 20% водный раствор медного купороса.
- Отрицательная клемма источника питания подключается к массе радиатора. Положительный вывод погружается в толщу раствора купороса. Однако он не должен касаться теста.
- Ток подается на кабели, время подачи питания составляет примерно от 2 до 5 минут в зависимости от площади медной оболочки и силы тока.
- После образования медного слоя на поверхности купорос сливают, удаляют пластилин и обезжиривают поверхность. Слой меди очень тонкий, поэтому не трите его слишком сильно!
- Паяльник включается для разогрева, при этом место ремонта покрывается флюсом.
- После нагрева паяльника его жало нагревает ремонтируемый участок и подается припой.
При химической сварке (холодная сварка, металлический клей, эпоксидная смола или ПЭ) процедура следующая:
- Очистите место ремонта от густой грязи. и оксиды.
- Обезжирьте поверхность, которую хотите отремонтировать.
- Используйте кисть или другой метод (в зависимости от консистенции материала), чтобы нанести клей на отверстие. Если проем большой, нужно вырезать из армирующей ткани или сетки заплатку, смочить ее клеем и приклеить к проему. Затем, когда смола начнет затвердевать (обычно около 5 минут), нанесите кистью еще один слой смолы и повторите действие 3-5 раз.
- Дождитесь полного затвердевания клея и проверьте его, наполнив радиатор водой под давлением из водопровода или налив воды из любой емкости и нагнетая компрессором.
Нюансы пайки разных радиаторов
Все радиаторы (основной, масляный, печки, кондиционера) имеют принцип одного устройства и представляют собой сетку соединенных трубок для охлаждение с ребрами. Но они работают с разными веществами, в разных условиях, поэтому отличаются конструктивными нюансами и требуют разного подхода к ремонту:
- Главный охладитель антифриза имеет относительно тонкие плоские трубки, но их много тонких ребер из алюминиевой фольги, вставленных между ними. Нормальное рабочее давление, на которое он рассчитан, составляет от 1 до 2 атм и температура от 110 до 120 °C. Поскольку трубы тонкие, их одинаково удобно паять как оловом, так и горелкой или паяльником, и химически, без армирования.
- Радиатор печки работает в условиях, аналогичных основному (та же жидкость, те же давление и температура), но он меньше, поэтому для лучшей теплоотдачи имеет большее сечение каналов и более плотно пронизан сотами. Так как приварить алюминиевый радиатор к печке сложнее из-за плотности конструкции, и в то же время дешевле, имеет смысл ремонтировать только мелкие и легкодоступные дефекты.
- Масляные радиаторы предназначены для охлаждения вязкой жидкости, поэтому они имеют большее сечение канала. Температуры также выше, от 10 до 20 ° C, а рабочее давление достигает 5 атм. на больших скоростях, поэтому такие радиаторы желательно сваривать высокотемпературным припоем (от 300°С), качественным флюсом или варить аргоном.
- Радиатор кондиционера по конструкции аналогичен основному радиатор, однако, не предназначен для высоких температур выше 100 градусов, поддержания давления до 3 атм. и выше. Поэтому имеет смысл заваривать только мелкие дефекты или использовать припой.
- Интеркулер работает с воздухом комнатной температуры и не сталкивается с высокими давлениями изнутри, но поскольку ему приходится пропускать большие объемы воздуха, он имеет большое сечение каналов. Небольшие повреждения этих каналов завариваются так же, как и на основных радиаторах системы охлаждения двигателя. Если это большой дефект, может потребоваться удалить некоторые из сотовых ребер, чтобы получить хороший доступ к отверстию перед пайкой алюминиевого радиатора промежуточного охладителя.
В каких случаях сварка алюминиевого радиатора не имеет смысла?
Возможность сварки алюминиевого радиатора автомобиля сварочным аппаратом зависит от характера и степени повреждения. Если дефекты значительны или расположены в неподходящих местах, восстановление нецелесообразно и лучше заменить поврежденную деталь на новую. Можно отметить следующие случаи, когда алюминиевый радиатор невозможно припаять:
- Сильное повреждение сердцевины отопителя . Сваривать радиатор печки с грубыми дефектами нежелательно из-за трудоемкости разборки и экономической сложности ремонта. Деталь лучше сразу заменить на новую.
- Деформация алюминия в соединении с пластиком . Ни сварка, ни клей не обеспечивают надлежащего ремонта, поэтому существует высокий риск дальнейших утечек.
- Разрыв сварного шва после ремонта . Даже если качественный припой сломается, течь появится снова; это означает, что необходимая адгезия не обеспечена и ремонтный шов не выдерживает нагрузки. Это особенно актуально для маслоохладителей и конденсаторов кондиционеров, которые работают при относительно высоком давлении.
Сильные загрязнения на радиаторе практически невозможно очистить
- Сильное засорение радиатора . Очень грязный и забитый радиатор теряет работоспособность, а если его нельзя промыть, то и ремонтировать его нет смысла.
- Недостатки сот . Если трубка текла не со стороны ребра, а в соты, вероятен износ и усталость металла. Так как в такой ситуации сложно добраться до трещины и заделать ее, то некоторые ячейки придется удалять, что отрицательно скажется на эффективности охлаждения и высок риск повторного взлома.
- Разорвите трубное соединение с баком . Трещины и щели по шву, в месте входа трубы в бак, плохо поддаются сварке из-за затрудненного доступа, здесь большая нагрузка и велик риск отрыва сварного шва.
При наличии на трубе существенных дефектов, препятствующих нормальному ее свариванию, трубу можно полностью исключить из схемы. Для этого необходимо аккуратно прорезать в местах перехода к бакам (снизу и сверху или слева и справа) и затем заварить получившиеся зазоры, как показано на видео.
Исключая одну трубу из схема несколько снизит общий КПД излучателя (пропорционально количеству трубок: при 20 трубках — прим. на 5%, при 10 — на 10%), но при этом качественно заполнитель швов сваркой и надежной прокладка.
Часто задаваемые вопросы
Безопасно ли сваривать алюминиевый радиатор интеркулера?
Сломанный интеркулер лучше герметизировать аргоном. Его также можно сваривать, но необходимо соблюдать технологию сварки. Если сварной шов ослабнет, возникнут утечки воздуха, что вредно для двигателя и обнаружить его труднее, чем утечку антифриза.
Можно ли заварить радиатор, не снимая его?
Если есть возможность подобраться к поврежденному одному месту, то можно обойтись и без разборки радиатора, если только не приходится работать с открытым пламенем. Но так как в современных автомобилях конструкция герметична, радиатор обычно приходится снимать. Это удобнее и безопаснее.
Олово все время выпадает из радиатора, как его припаять?
Если припой не прилипает к поверхности заготовки, попробуйте следующее модификация Обратите внимание на площадь и используйте другой флюс
Аргон прожигает радиатор во время сварки. Что делать?
Если при сварке прогорел металл радиатора, попробуйте:
- уменьшить сварочный ток;
- увеличить скорость резака;
- Увеличьте подачу газа.
Также убедитесь, что вы свариваете переменным или импульсным током.
Как заделать отверстие в алюминиевом радиаторе?
Заклеить отверстие в радиаторе плита должна быть изготовлена из двухкомпонентных полимеров, таких как полиэфирная или эпоксидная смола, методом холодной сварки. Большие проемы укрепляют стекловолокном, стеклотканью, базальтом или углеродной тканью.
Источник