Как проверить датчик включения вентилятора радиатора охлаждения

Как проверить датчик вентилятора

Вопрос как проверить датчик вентилятора может быть интересен автовладельцам, когда не включается вентилятор радиатора двигателя или наоборот, он работает постоянно. А все потому, что этот элемент часто является причиной такой проблемы. Для проверки вентилятора охлаждения на датчике необходимо знать принцип его работы, а также необходимо использовать мультиметр для проведения некоторых замеров.

Прежде чем перейти к описанию процедуры проверки вентилятора охлаждения на датчике , понять, как он работает и каковы его основные типы неисправностей.

Как работает датчик вентилятора

Датчик переключателя вентилятора сам по себе является температурным переключателем. Его конструкция основана на биметаллической пластине, соединенной с подвижным стержнем. При нагреве чувствительного элемента датчика биметаллическая пластина изгибается и соединенный с ней шток замыкает электрическую цепь вентилятора охлаждения (в зависимости от модели автомобиля), но есть модели двигателей, где датчик вентилятора находится в цилиндре блок, как в популярном автомобиле ВАЗ-2110 (в инжекторных двигателях). А иногда конструкция некоторых двигателей допускает до двух датчиков включения вентилятора, особенно во впускном и выпускном патрубках радиатора. Это позволит принудительно включать и выключать вентилятор при снижении температуры охлаждающей жидкости.

Также стоит знать, что датчики температуры вентилятора бывают двух типов: двухконтактные и трехконтактные. Два контакта предназначены для работы вентилятора с одной скоростью, а три контакта — для работы с двумя скоростями вентилятора. Первая скорость включается при более низкой температуре (например, при +92 °С…+95 °С), а вторая – при более высокой температуре (например, при +102 °С…105 °С).

Неисправность переключателя вентилятора

Датчик включения вентилятора охлаждения — довольно простое устройство, поэтому у него нет причин сбоя. Может не работать в таких случаях:

Разъемы на трехконтактной микросхеме ДВВ

  • Залип контакт. В этом случае вентилятор будет работать постоянно, вне зависимости от температуры антифриза.
  • Контактное оксидирование. В этом случае вентилятор вообще не включится.
  • Неисправность реле (шпиндель).
  • Износ биметаллической пластины.
  • Предохранитель не находится под напряжением.

Обратите внимание, что датчик включения вентилятора неразборный и неремонтопригодный, поэтому при обнаружении неисправности его необходимо заменить. В современном автомобиле лампочка Check Engine укажет на проблему, так как в память ЭБУ будут записаны одна или несколько из следующих ошибок: p0526, p0527, p0528, p0529. Эти коды ошибок сообщают об обрыве цепи, как сигнала, так и питания, но это происходит из-за отказа датчика или проблем с проводкой или подключением. Это можно определить только после проверки.

Как проверить датчик датчика

Для проверки работы датчика розжига вентилятора необходимо снять его с хранения. Как было сказано выше, обычно он находится в радиаторе или блоке цилиндров. Однако прежде чем разобрать и осмотреть датчик, необходимо убедиться, что на него подается питание.

Power Test

DVV Power Check

На мультиметре активируйте режим измерения постоянного напряжения в диапазоне примерно 20 вольт (в зависимости от конкретной модели мультиметра). Напряжение необходимо проверить на отключенной микросхеме датчика. Если датчик двухконтактный, сразу видно есть ли 12 вольт. Для трехконтактного датчика нужно проверить напряжение между выводами на микросхеме попарно, чтобы узнать, где один «плюс», а где два «минус». Между «плюсом» и каждым «минусом» также должно быть 12 В.

При отсутствии питания на микросхеме следует предварительно проверить целостность предохранителя (оба могут быть на блоке под капот как в машине) . Его расположение часто отмечается на крышке блока предохранителей. Если предохранитель целый, нужно «прозвонить» проводку и проверить микросхему. Затем стоит приступить к проверке датчика вентилятора.

Читайте также:  Настроить зажигание ваз 2106 контактное как карбюратор

Но перед тем, как слить охлаждающую жидкость и открутить датчик вентилятора охлаждения от радиатора, стоит провести еще один небольшой тест, чтобы убедиться в исправности вентилятора.

Проверить работу вентилятора

Перемычкой (куском тонкой проволоки) замкнуть попарно «плюс», причем сначала один, потом второй «минус». Если проводка цела и вентилятор работает, то в момент замыкания включится сначала одна, потом вторая скорость вентилятора. На двухконтактном датчике скорость будет одна.

Также стоит проверить, выключается ли вентилятор при отключении датчика, не залипли ли на нем контакты. Если вентилятор продолжает работать, когда датчик выключен, с датчиком что-то не так, и его необходимо проверить. Для этого нужно снять датчик с машины.

Проверка вентилятора на датчике

Проверить ДВВ можно двумя способами: нагревом в теплой воде или можно хоть паяльником нагрей. Оба включают проверку непрерывности. Только во втором случае вам понадобится мультиметр с термопарой, а в первом — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов Цельсия. При проверке трехконтактного датчика зажигания вентилятора с двумя скоростями переключения (устанавливается на многие иномарки) удобно пользоваться одновременно двумя мультиметрами. Один из них предназначен для проверки одной цепи, а другой — для одновременной проверки другой цепи. Суть теста заключается в том, чтобы определить, срабатывает ли реле при его нагреве до температуры, указанной на датчике.

Проверить датчик включения вентилятора охлаждения радиатора по следующему алгоритму (например, трехконтактный датчик и мультиметр, а также мультиметр с термопарой):

Проверка ДВВ в теплой воде мультиметром

  1. Установить электронный мультиметр на «прозвонка » Режим.
  2. Подключить красный щуп мультиметра к «плюсу» датчика, а черный к «минусу», отвечающему за меньшую скорость вращения вентилятора.
  3. Прикрепите датчик температуры к поверхности чувствительного элемента датчика.
  4. Включите паяльник и подсоедините его жало к чувствительному элементу датчика.
  5. Когда температура биметаллической пластины достигает критического значения (указывается на датчике), исправный датчик замыкает цепь и мультиметр сигнализирует об этом (в режиме прозвонки мультиметр издает звуковой сигнал).
  6. Переместите черный щуп в положение «минус», отвечающее за вторую скорость вентилятора.
  7. По мере продолжения нагрева через несколько секунд исправный датчик должен замкнуться, а другой контур снова издаст звуковой сигнал, когда будет достигнута пороговая температура.
  8. Следовательно, если датчик не замыкает свою цепь при нагреве, он неисправен.

Проверка двухконтактного датчика производится аналогично, только измеряется сопротивление между одной парой контактов.

Если датчик нагревается не паяльником, а в емкость с водой, убедитесь, что она не полностью покрывает датчик, а только его чувствительный элемент! При прогреве (проверено термометром) произойдет та же операция, что описана выше.

Вывод

Датчик включения вентилятора охлаждения – надежный прибор, но если он подозрение на неисправность, то для проверки нужен мультиметр, термометр и источник тепла для нагрева чувствительного элемента.

Источник

Датчик включения вентилятора — где находится ли он, как проверить и заменить?

Датчик включения вентилятора — это специальное устройство, которое включает вентилятор, расположенный в нижней части радиатора. Это происходит при повышении температуры антифриза (охлаждающей жидкости) и перегреве двигателя.

Описание датчика вентилятор на датчике

ДТОЖ и вентилятор на датчике это два разных контроллера. ДТОЖ передает данные о температуре в ЭБУ, и ЭБУ включает вентилятор. Второй регулятор обычно силовой, замыкает контакты при определенной температуре, включает реле вентилятора и находится в основном на радиаторе, так как ДТОЖ находится на двигателе.

Подробнее о том, как устроен датчик вентилятора, какова его функция, как диагностировать это устройство, ниже.

Назначение и функция

Датчик включения вентилятора Вентилятор радиатора улучшает работу системы охлаждения, включая дополнительный приток воздуха, без участия водителя. Для проведения этих манипуляций в корпус устройства устанавливается специальный элемент, реагирующий на падения. температура жидкости.

Можно просто сделать вывод, что заслонка, которая включает охлаждающий вентилятор, является фактическим переключателем. Срабатывает при длительном повышении температуры, когда пластина отгибается и затем замыкаются контакты, подающие ток в цепь питания вентилятора.

Читайте также:  Почему залипают задние тормозные колодки

Принцип работы и расположение

Говорят, что он находится в нижней части радиатора и включается при достижении температуры определенного значения.

Происходит это так:

  1. Пластина внизу устройства начнет меняться при повышении температуры.
  2. Изгибаясь, он оказывает давление на специальный поршень, который движется вперед и замыкает контакты при движении: подвижном и неподвижном.
  3. Если охлаждающая жидкость останется холодной, то плата не будет нагреваться и, в конце концов, контакты не замкнутся, что приведет к включению вентилятора.

Внешний вид и местоположение устройства

Каждая машина отличается, как и его температура, поэтому нет конкретных данных, при которых устройство будет активировано. Разница есть и в скорости вращения: есть двухскоростные и односкоростные. Двухскоростной вариант встречается реже, но встречается. Отличается тем, что при достижении пиковой температуры замыкается пара контактов и вентилятор вращается с малой скоростью.

Часто это может быть вызвано неисправностью в отечественном транспортном средстве. В этом случае, если вы заметили, что в системе произошел сбой, следует немедленно отогнать машину в гараж и заменить устройство. О том, где находится датчик включения вентилятора, вы также можете узнать в авторском видео с Avto-Blogger.ru.

Как самому проверить датчик?

Проверить работу вентилятора на датчике несложно.

  1. При необходимости его диагностики следует сначала выяснить его функцию и принцип работы.
  2. Затем можно проверить систему обогрева самой уязвимой части корпуса датчика. Для этого его нужно снять с кулера, внимательно осмотреть, проверить контактные площадки, проверить провода и при необходимости почистить.
  3. Далее вам понадобится инструмент, который вы можете сделать сами из обычной лампочки и батарейки, либо воспользоваться специальным тестером.
  4. Доведите воду до кипения, затем соедините контакты тестера и датчика и погрузите его уязвимую сторону в воду.
  5. В этом случае должно произойти короткое замыкание. Это действие вызовет загорание лампочки или появление характерного звукового сигнала тестера. Если прибор показал, что контакты замкнулись до попадания кипятка, то однозначно неисправен датчик. Как проверить вентилятор по датчику, расскажет автор видео — Техник-механик.

Видео-гайд: Как проверить датчик включения вентилятора радиатора охлаждения


Инструкция по замене регулятора

Замена датчика включения вентилятора практически всегда производится по схеме:

  1. «Местность» должна быть подготовлена. В некоторых автомобилях это происходит следующим образом: необходимо удалить охлаждающую жидкость из системы, если вентилятор установлен в нижней части радиатора, или, если системы достаточно, удалить воду из расширительного бачка. Если необходимо слить антифриз полностью, то необходимо открыть кран на печке, чтобы не осталось остатка. Важно: Не выливайте остаток жидкости на землю, так как антифриз достаточно ядовит.
  2. Затем можно снять датчик, отсоединив подсоединенные провода. Затем при помощи ключа нужно снять коробку и открутить ее руками. Новое приспособление необходимо вкрутить вручную, затем для окончательной регулировки можно использовать ключ. Для предотвращения протечек можно использовать специальную резьбовую ленту, которая сделает соединение более герметичным и надежным. После этого можно восстановить контакты, вернув на место все необходимые провода и заправив систему охлаждающей жидкостью.

Вопрос цены

На фотографиях ниже вы можете увидеть, как выглядит устройство, а также оценить стоимость разных моделей.

Запрос вернул пустой результат.

Видео «Замена ДТОЖ»

Автор видео Василий Калугин объясняет и показывает, как заменить прибор на примере вашего автомобиля.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Источник

Датчик вентилятора системы охлаждения: устройство, неисправность и ремонт

Подавляющее большинство современных автомобилей оснащены электровентилятором радиатора, пришедшим на смену менее эффективным вентиляторам с вискомуфтой. Датчик вентилятора (датчик температуры включения вентилятора) отвечает за включение вентилятора, а также за изменение скорости работы.

В целом датчики включения вентилятора охлаждения:

  • Достаточно надежен;
  • Эффективное управление вентилятором;
  • Датчики вентилятора легко заменяются;

При этом важно устранять малейшие неисправности этого управляющего устройства, т.к. неисправности вентилятора охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Также необходимо знать, как проверить и заменить датчик включения вентилятора. Подробнее читайте в нашей статье.

Где находится датчик вентилятора?

Датчик включения/выключения вентилятора представляет собой электронное/механическое устройство для включения и управления работу электровентилятора охлаждения. Датчик активируется на основе измерения температуры охлаждающей жидкости. Это свойство задачи определяет область, где находится вентилятор на датчике

Читайте также:  Почему вытекает вода с радиатора

Датчик на радиаторе срабатывает по температуре охлаждающей жидкости. Если жидкость нагревается до 85-110 градусов Цельсия, контакты «замыкаются» и включается электровентилятор, обдувающий мотор.

Результатом является эффективный отвод тепла. Кроме того, датчики не только включают и выключают вентилятор охлаждения, но и способны изменять скорость его вращения. Если жара не высокая, скорость будет низкой. При высоких температурах вентилятор работает на максимальной скорости.

Типы датчиков радиатора

На сегодняшний день в различных автомобилях можно встретить следующие основные типы датчиков :

  1. Сенсор парафина;
  2. биметаллические;
  3. Бесконтактная электроника.

В основе первого типа лежит герметичный объем, заполненный воском или другим телом с аналогичными свойствами (высокий коэффициент расширения). Биметаллические решения работают на основе биметаллической пластины, а бесконтактные имеют термистор.

Восковые и биметаллические контактные датчики замыкают и размыкают цепь вентилятора в зависимости от температуры теплоносителя. Электронный датчик же не замыкает цепь и только измеряет температуру, после чего отправляет сигнал на компьютер. Далее блок управления включает и выключает вентилятор.

Например, датчик зажигания вентилятора ВАЗ работает в трех температурных диапазонах: 82-87 градусов, 87-92 градуса и 92-99 градусов. При этом у иномарок 4 диапазона, верхний порог от 104 до 110 градусов.

Устройство датчика радиатора

Что касается устройства Конструктивно, это закрытый латунный или бронзовый шкаф с чувствительным элементом внутри. Снаружи есть резьба, как и у электрического разъема. Корпус прикручен к радиатору через уплотнительное кольцо в месте входа горячей жидкости (в районе обвязки силового агрегата).

Датчик находится в прямой контакт с охлаждающей жидкостью. Некоторые системы имеют одновременно два датчика (на входе и выходе охладителя) для более точного и гибкого управления охлаждением.

Как проверить датчик вентилятора и заменить его

Если вентилятор не включается вовремя или двигатель постоянно перегревается, необходимо проверить датчик радиатора. Контактные датчики можно проверить вручную в обычном гараже.

Учтите, что в первую очередь нужно проверить не сам датчик, а реле вентилятора охлаждения и проводку. Для этого потребуется отсоединить провода датчика и закоротить их. Если проводов 3, замыкаем поочередно средний и конец. Обычно вентилятор должен работать как на низкой, так и на высокой скорости. Если он загорается, то провода и реле в норме и нужно проверить датчик.

Возьмите емкость с охлаждающей жидкостью, ключ для снятия датчика и термометр для проверки, также вам понадобится мультиметр , кастрюля с водой и плита.

  1. Далее снимается хомут аккумулятора, откручивается сливная пробка радиатора и сливается жидкость;
  2. После слива жидкости пробка закручивается обратно, провода датчика снимаются, после чего датчик необходимо открутить гаечным ключом;
  3. Теперь в кастрюлю наливается вода, чтобы покрыть датчик, затем кастрюля ставится на плиту и вода нагревается;
  4. Температура воды контролируется термометром;
  5. Параллельно нужно соединить выводы мультиметра и датчика и проверить «короткое замыкание» при разных температурах;
  6. Если контакты не включаются или возникла проблема, датчик неисправен и нуждается в замене.

Также следует проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долить и проверить работоспособность системы (прогреть двигатель и дождаться запуска вентилятора).

Рекомендации

  1. Важно понимать, что датчик вентилятора — это небольшая, но очень важная часть системы охлаждения. При этом указанный датчик отличается от обычного датчика температуры охлаждающей жидкости. Выход из строя датчика радиатора может привести к критическому перегреву двигателя или серьезному повреждению системы охлаждения. По этой причине важно следить за точностью работы вентилятора и его КПД.
  • Мы также заметили, что перегрев двигателя не всегда связан с датчиком вентилятора. Система охлаждения в случае перегрева требует детальной диагностики (проверка уровня и качества антифриза, оценка герметичности, исключение возможности проветривания и т. д.).
  • Бывает и так, что двигатель вентилятора выходит из строя или лопасти вентилятора трескаются. В этом случае необходимо заменить все неисправные элементы и нет необходимости менять датчик на радиаторе. Так или иначе, в любом случае требуется профессиональная оценка, после которой комплексным подходом устраняются проблемы с системой охлаждения двигателя.
  • Источник

    Поделиться с друзьями
    ГроФорум