Как проверить когда менять тормозные колодки

6 признаков того, что пора заменить тормозные колодки

Тормозная система не является конструктивным элементом автомобиля, а состояние, на которое можно закрыть глаза. Эффективность замедления и, в конечном счете, безопасность во многом зависят от тормозных колодок.

Знание признаков износа тормозных колодок и способов их замены поможет вам избежать проблем на дороге.

Что такое тормоза колодки?

Тормозные колодки представляют собой сменные металлические колодки с фрикционной накладкой. Благодаря им автомобиль замедляется и останавливается.

Колодки бывают двух видов:

• для дисковых тормозов. В современных легковых автомобилях они устанавливаются как минимум на переднюю ось. В этом случае парные колодки толкают тормозные диски с обеих сторон для замедления/остановки;
• для барабанных тормозов. Сегодня их устанавливают на заднюю ось недорогих моделей. Для замедления/остановки автомобиля каждая из двух колодок контактирует с разными сегментами внутри тормозного барабана.

От состава фрикционных накладок зависят следующие факторы:

  1. Сила, необходимая для замедления педали тормоза для замедления/остановки автомобиля.
  2. Эффективность тормозов зависит от того, нагреваются они или нет.
  3. Шум тормозов.
  4. Срок службы тормозных колодок и дисков.
  5. Степень загрязнения окружающей среды продуктами износа колодок.

Накладки с фрикционными накладками пяти основных типов предназначены для современных легковых автомобилей:

  1. Полуметаллические. Их фрикционные накладки состоят из мельчайшей стальной стружки и связующих материалов в соотношении 50:50. Такие накладки износостойкие и обладают хорошими фрикционными свойствами в плохую погоду. На другой чаше весов — быстрый прогрев, полный отказ тормозной системы с частыми резкими торможениями, шумность и экологичность.
  2. Низкий уровень металла. Содержание стали в них составляет от 15 до 30%, остальное – медь, синтетические волокна и крепежный материал. При достаточно высоком коэффициенте трения такие колодки выдерживают больший нагрев и быстрее остывают, чем полуметаллические, кроме того, на них меньше «пыли», но они все равно довольно шумные.
  3. Органический. Сталь в них полностью заменили смесью резины и (в зависимости от модели) песка, стекла, кевлара. Несколько меньший КПД и срок службы таких колодок по сравнению с колодками с низким содержанием металла компенсируется низким уровнем шума, плавностью торможения и минимальным износом тормозных дисков.
  4. Керамика. Их фрикционные накладки изготовлены из спеченной смеси керамических и металлических включений. Такие колодки не теряют своих свойств при частом активном торможении, обладают высокой износостойкостью и не быстро изнашивают тормозные диски. Другая сторона медали — снижение эффективности при холодных тормозах и высокая цена. Керамические колодки рекомендуются для высокопроизводительных моделей.
  5. Металл. Предназначен для «боевых» гоночных автомобилей. Фрикционные накладки из спеченной стали без примесей выдерживают большие нагрузки, но очень шумны, быстро съедают тормозные диски и требуют значительных усилий при нажатие на педаль тормоза.

Выбор колодок облегчается цветовой градацией пластин колодок (а в некоторых случаях и фрикционных накладок):

  • Черный цвет подходит для повседневной носки. Сохраняют работоспособность при нагреве до 400°С;
  • Зеленый позволяет вести более активный стиль вождения. Сохраняют работоспособность при нагреве до 650°С;
  • красного цвета устанавливаются на модели со спортивным характером. Сохраняют работоспособность при нагреве до 750°C.
  • Желтые (а также голубые и голубые) подходят не только для активного передвижения по дорогам общего пользования, но и для гонок по кольцевым трассам. Сохраняют работоспособность при нагреве до 900°С;
  • Апельсины предназначены для профессиональных гоночных автомобилей. Сохраняет эффективность при нагревании до 1000°C.

Как часто менять тормозные колодки

Величина интервала замены колодок определяется из:

  1. Качество. Качественные колодки – это те, которые устанавливаются на носитель. И его аналоги, имеющие чуть меньший КПД, но больший срок службы. Ниже представлены изделия, на шильдиках которых имеется обозначение 90R. Такие маты, несколько уступающие по своим свойствам матам первой категории, имеют привлекательное соотношение цена/качество. Колодки категории 3 еще дешевле, но могут вызывать преждевременный износ тормозных дисков из-за жесткости или неравномерного износа фрикционных колодок, а также являются неприятным сюрпризом при экстренном торможении.
  2. Вес автомобиля. Чем она выше, тем сложнее подушечкам погасить инерцию движения.
  3. Способ вождения. Пренебрежение моторным тормозом и частое торможение «до земли» вызывает преждевременный износ колодок.

План технического обслуживания легкового автомобиля обычно включает требование замены тормозных колодок дисковых тормозов каждые 30-50 тыс. км. Срок службы менее нагруженных задних барабанных тормозных колодок (если они установлены) обычно больше — до более чем 50 000 миль.

Обычно тормозные диски следует заменять после износа двух комплектов колодок. Однако это правило не работает, если вы устанавливаете некачественные или неправильно подобранные колодки, которые быстро изнашивают диск.

Когда менять тормозные колодки

Минимальная остаточная толщина фрикционных толщина накладки 2 мм. О приближающемся рубеже сигнализируется:

  • Предупреждающее сообщение на дисплее комбинации приборов. Эта функция доступна не на всех моделях;
  • непрерывный пронзительный визг, вызванный контактом с тормозными дисками специальных визжащих колодок, имеющихся на некоторых моделях колодок. Новые ремонтопригодные колодки тоже могут скрипеть при торможении, вплоть до истирания и тоже как после дождя. В последнем случае неприятный звук обычно исчезает после нескольких нажатий на педаль тормоза;
  • вибрация при торможении;
  • увеличить тормозной путь;
  • наличие металлических частиц в черном слое на кромке. Это признак повышенного износа тормозных дисков из-за изношенных фрикционных накладок;
  • Самый раздражающий вариант — это громкий металлический скрежет. Это признак того, что фрикционные накладки полностью изношены, а опорные пластины колодок находятся в прямом контакте с тормозными дисками и/или барабанами, что приводит к их быстрому износу.
Читайте также:  Куда залить герметик для радиатора

В любом случае полную картину состояния тормозных колодок можно получить только сняв колеса и, возможно, барабанные тормоза, сняв сам барабан.

Как заменить тормозные колодки

Основное правило: на каждой оси колодки заменяются с обеих сторон одновременно. Саму замену можно выполнить самостоятельно при наличии терпения, навыков и инструментов. Однако уже в процессе работы могут выявиться моменты, которые, скорее всего, потребуют обращения в сервис:

  • критический износ тормозных дисков, проявляющийся значительным износом и/или образованием воротник высотой 2-3 мм. Внутри чашки барабанного тормоза внутренний диаметр компонента измеряется штангенциркулем. Она не должна превышать значения, установленного производителем;
  • повреждение или износ любых других, за исключением колодок, элементов тормозной системы: прокладок, пыльников, пружин, шлангов, поршней.

При отсутствии таких осложняющих обстоятельств может быть произведена замена. Для дисковых тормозов процедура следующая:

  1. Поднимите автомобиль и снимите колесо.
  2. Отсоедините датчик износа колодок (при наличии).
  3. Металлической щеткой очистите тормозные механизмы от грязи.
  4. Снимите болт(ы) суппорта и встряхните их руками, чтобы пластины прижались к поршням и суппорт можно было легко снять.
  5. Подвесьте тормозной суппорт к пружине подвески с помощью прочного троса.
  6. Снимите старые колодки.
  7. Вставьте поршень до упора в суппорт, желательно струбциной или специальным инструментом, в качестве прокладки используйте старую шайбу.
  8. Удалите грязь и ржавчину с направляющих суппорта мелкой наждачной бумагой, а затем нанесите смазку.
  9. Установите новые колодки без деформации.
  10. Соберите разобранные детали в обратном порядке.
  11. Снимите автомобиль с домкрата.

Для задних барабанных тормозов последовательность действий следующая:

Видео-гайд: Как проверить когда менять тормозные колодки


  1. Установите на автомобиль шестерню .
  2. Поднимите автомобиль домкратом и снимите колесо, не используя стояночный тормоз.
  3. Открутите крепежные винты тормозного барабана и снимите его.
  4. Освободите трос стояночного тормоза, удалив все пружины и звенья с помощью отвертки.
  5. Снимите старые колодки.
  6. Установите новые колодки и соберите тормозной механизм в обратном порядке.
  7. Проверьте работу тормоза, включив стояночный тормоз и попытавшись повернуть колесо.
  8. Снимите автомобиль с домкрата.

После замены колодок необходимо убедиться в их правильном функционировании для оптимальной и надежной работы тормозов. Кроме того, первые 300 км (1000 км, если оставить старые тормозные диски) после замены не следует сильно тормозить.

Сколько можно сэкономить, поменяв колодки самостоятельно? В Москве не будет работы с учетом стоимости запчастей в случае дисковых тормозов стоимость в среднем 1000 рублей, а в случае задних барабанных тормозов — в два раза дороже.

Источник

Как проверить, когда следует заменить тормозные колодки

Каков срок службы тормозных колодок?

В большинстве случаев с современными тормозами это необходимо менять колодки и срок их эксплуатации индивидуален не только для каждой модели автомобиля, но и для стиля вождения водителя. А еще это зависит от условий, в которых эксплуатируется машина.

Например, считается, что колодки имеют меньший срок службы в сырую погоду и частой езде по пыльным или раскисшим дорогам. С другой стороны, если «грунтовки» прямые и малонагруженные, срок службы тормозов будет увеличен, просто потому, что водителю не приходится тормозить так часто, как в городе.

Срок службы тормозов на тормозную колодку влияют ее качество, вес автомобиля и нагрузка. И конечно темперамент владельца. Как правило, динамические ускорения также требуют интенсивного торможения, которое быстро «съедает» фрикционную накладку. А на скользкой поверхности вносит свою лепту электроника, задействующая тормоза (противобуксовочная система или ESP).

По статистике, современному автомобилю с нормальной работой передних тормозных колодок хватает на 15-40 тыс. км. Задние колодки служат в 2-3 раза дольше на большинстве машин, потому что они подвергаются меньшей нагрузке.

Как понять, что пора менять колодки

Сначала визуально через остальной фрикционный материал. Максимальная толщина колодок написана в инструкции к автомобилю. Для дисковых тормозов это обычно 3 миллиметра. Но в сервисе вам, скорее всего, предложат перестраховаться и заменить колодки еще раньше, когда останется 5-6 мм.

Часто производители закладывают рекомендации по износу колодок прямо в конструкцию датчика. Это канавка определенной глубины, проходящая через футеровку. Сигналом замены становится износ гильзы до дна канавки.

А самый простой способ определить предел износа гильзы – это сигнал датчика. Это может быть простейшее механическое устройство, которое начинает издавать странный звук после достижения максимальной толщины накладки. Или электронный датчик — загорается индикатор на приборной панели. Такие часто бывают даже на не очень дорогих автомобилях.

Необходимость смены номеров вы поймете не только визуально, но и по косвенным сигналам. Например, ухудшение устойчивости при торможении, «мягкость» педали и увеличение ее хода, снижение уровня тормозной жидкости в бачке.

Колодки следует срочно заменить при появлении темного налета на их. рабочая поверхность тормозного диска; это фрикционный материал, который потерял свои свойства и «загрязнился». Признаком ремонта также является заметный удар при торможении, вибрация педали тормоза, резкий треск или скрежет.

Читайте также:  Опель зафира радиатор печки где находится

Если пренебречь своевременной заменой колодок, стоимость последующего ремонта резко возрастет. Слишком полированная обувь может привести к ее перекручиванию и заклиниванию тормозов. А когда дело доходит до торможения с «голыми» металлическими колодками, вам также потребуется заменить тормозные диски, что стоит намного больше, чем комплект новых колодок.

Наконец, когда колодки изнашиваются, поршни, которые прижимают их к дискам, с силой выталкиваются из тормозных суппортов. Это может привести к утечке тормозной жидкости и/или попаданию воздуха в гидравлический привод. Оба включают резкое снижение эффективности тормозов вплоть до их полного исчезновения в аварийной ситуации на дороге.

У барабанных тормозов накладки колодок тоньше, но их ресурс больше — до 80 -100 тысяч километров. Но это потому, что они испытывают меньше нагрузок – в современных автомобилях барабаны устанавливаются только на заднюю ось маломощных версий. Они не могут эффективно замедлять быстрые и тяжелые транспортные средства. Да и проверить состояние барабанных тормозов сложнее, чем дисковых: их нужно частично разбирать даже для того, чтобы посмотреть на колодки.

Независимо от типа тормозных механизмов, при обслуживании действует только одно правило : прокладки меняются одновременно на одно и то же средство. То есть все передние или все задние сразу (то же самое касается и дисков). Это исключает неравномерное распределение тормозных усилий.

Когда приходит время замены тормозных дисков и барабанов

В процессе эксплуатации не только фрикционная часть колодки стираются. Он также изнашивает рабочую поверхность вращающихся деталей — дисков или барабанов, постепенно снимая с них металл.

Этот процесс обычно протекает медленно. Считается, что в современных автомобилях передних тормозных дисков хватает на два-три комплекта колодок или примерно на 60-80 тыс. км. Хотя есть модели, в которых диски с колодками каждый раз нужно менять комплектом. Менее нагруженные задние диски или барабаны изнашиваются медленнее, но рано или поздно их тоже необходимо заменить.

Опытный водитель визуально или на ощупь поймет, когда пора покупать новые колеса. Об износе можно судить по уступу (плечу), образующемуся между рабочей поверхностью и кромкой, не соприкасающейся с колодками. Сама поверхность должна быть гладкой, без глубоких бороздок или «рябей». Важно: проверку следует проводить после длительной остановки, когда инвертор остынет; иначе он может сгореть.

Узнать, насколько изношен диск в эксплуатации, можно, измерив его толщину и сравнив с новым калибром. Кроме того, в диске на торце сделано специальное углубление. Благодаря этому при критическом износе диск начнет дергаться, что сразу почувствует водитель.

Минимально допустимая толщина тормозного диска также регламентируется производителем автомобиля и ненамного меньше . новая часть. Для современного вентилируемого диска толщиной от 22 до 26 мм максимально допустимый износ составляет всего 2-3 мм, после чего предполагается замена детали.

На практике обычно принимается решение о замене диска при смене колодок. Когда брекеты полностью открыты, легче оценить толщину, структуру и целостность металла. Кроме того, диски меняются только с шайбами. Полуизношенные колодки не будут работать с новым диском и даже могут его разрушить.

Помимо стандартных чугунных, современные высокопроизводительные автомобили могут быть оснащены более совершенными дисками: сборными, керамическими или из композитных материалов. Они более эффективны, но гораздо дороже и имеют другие критерии износа. Например, состояние керамических дисков диагностируется только специальной сервисной бригадой.

Однако тормозные диски могут потребовать замены задолго до того, как с поверхности диска будут удалены критические миллиметры металла. А тем, что диск теряет правильную геометрию. Небольшого изгиба, буквально доли миллиметра, достаточно, чтобы тормоза стали заметно менее эффективными. Понять наличие проблемы можно по косвенным симптомам: повышенный люфт педали и ее вибрация при торможении.

Обычно это метание передней поверхности происходит при прогреве и последующем остывании дисков, особенно резко . Например, когда заезжаешь в глубокую лужу после серии резких торможений. Но если такое случилось с относительно новыми дисками, можно попробовать их отшлифовать на специальном станке и тем самым восстановить геометрию.

Когда притирать тормозные диски

Многие думают, что проще поменять местами диски, не беспокоясь о дилемме слотов. Однако это позволит значительно сэкономить – цена такой услуги значительно ниже стоимости замены дисков со всеми расходниками. Например, в столице за эту операцию на перекрестке возьмут около пяти тысяч рублей. Цены в регионах еще ниже. Пока неясно, имеет ли это смысл.

Логика проста. Для начала нужно определить, как диск искривлен; специалисту придется убрать эти десятые доли миллиметра из своей рабочей зоны. Затем измерьте фактическую толщину диска и посчитайте, сколько осталось после канавки. И, наконец, сравните эту цифру с упомянутыми показателями предельного износа. Если разница оказывается очень малой, процесс теряет смысл; диски все равно скоро придется менять на новые.

Важно понимать, что диски не только останавливают машину, но и рассеивают много тепла от колодок, поэтому они уже везде вентилируются на передней оси. А если диск синеет от перегрева, то его тоже надо шлифовать: вместе с цветом чугуна меняется структура, что делает его более «скользким» и снижает эффективность торможения. Однако чем тоньше диск, тем ниже его теплоемкость, он быстрее и сильнее нагревается и перегревается, что увеличивает износ дисков. таблетки и в результате это снова приводит к шишкам. В худшем случае: слишком тонкая шина лопнет и заблокирует колесо в движении, что приведет к аварии.

Читайте также:  Как проверить катушку зажигания ваз 2106 мультиметром карбюратор

Как обслуживать тормозную систему

Водите осторожно и избегайте чрезмерной нагрузки на тормоза — это только полдела. Важно правильно обращаться с тормозной системой в процессе эксплуатации. Чтобы он работал долго и надежно, достаточно следовать простым рекомендациям.

Избегайте подделок! К сожалению, на российском вторичном рынке присутствует огромное количество дисков и особенно тормозных колодок от неизвестных производителей или даже подделок. Покупайте запчасти у известных брендов и у проверенных дилеров, которые дорожат своей репутацией.

Старайтесь устанавливать диски и колодки одного производителя. Или те самые, которые доставляют вашу продукцию до перевозчика, где собирался ваш автомобиль. Это обеспечит совместимость деталей. В противном случае эффективность может быть потеряна. торможение, возникновение визга и снижение ресурса. Например, «жесткие» колодки, рассчитанные на более высокие рабочие температуры, могут слишком быстро изнашивать стандартные тормозные диски.

При замене колодок обязательно проверяйте другие компоненты тормозной системы. Поршни, направляющие суппорта, колодки в их седлах должны двигаться без прокладок, что может привести к неравномерному износу колодок и снижению эффективности торможения. Перед сборкой весь узел необходимо очистить от грязи и коррозии и, если этого требует завод-изготовитель, обработать специальной смазкой. Крупные бренды кладут трубку в коробку с новыми колодками.

Рабочая поверхность дисков, даже новых, перед использованием должна быть обработана специальным очистителем для удаления следов консервирующей смазки или фрикционного материала.

Как правильно установить новые тормоза

После установки новых деталей или покупки нового автомобиля тормоза следует притереть и прокатать, чтобы они служили дольше и эффективнее.

Целью притирки является устранение чрезмерных неровностей на пластинах и дисках. Контактная поверхность новых деталей в четыре раза меньше рабочей, той, что должна создаваться со временем. Притирка производится в течение нескольких десятков легких остановок от 80 до 30 км/ч с перерывами между ними для охлаждения деталей.

Обкатка имеет другую цель: фрикционный материал колодок только начинают нормально работать после нагрева до определенной температуры, тем самым запуская процесс «спекания» материала в более жесткое состояние. При этом важно избегать чрезмерного нагрева, который может привести к разрушению еще не армированного фрикционного слоя. Поэтому первые 300 км ведите размеренно, без резких торможений, перегрузок и буксировки прицепа. И, конечно же, лучше избегать спуска с включенными тормозами путем более активного торможения двигателем.

Соблюдение этих процедур сделает ваши тормоза максимально эффективными. А при необходимости выдерживает экстремальные нагрузки.

Когда менять тормозную жидкость

Кровью гидравлической тормозной системы является тормозная жидкость. Правильный подбор и своевременная замена не менее важны, чем контроль за состоянием колодок и дисков. О том, как это сделать, мы уже писали в отдельной статье, а здесь лишь кратко изложим в формате «вопрос-ответ».

Почему? Тормозную жидкость следует менять регулярно, так как со временем она теряет свои свойства даже при малых пробегах. В первую очередь снизится его температура кипения, поэтому он будет постепенно насыщаться влагой из воздуха. В критической ситуации это может привести к образованию паровых пробок в гидросистеме и, как следствие, к полному отказу тормозов.

Какие? Тормозные жидкости бывают разных типов и температурных стандартов. Использование того или иного определяется уровнем сложности и тепловой нагрузкой тормозов. При замене лучше использовать жидкость того же стандарта, которая была залита ранее. И никогда не смешивайте жидкости разных типов.

Когда? Частота замены тормозной жидкости определяется производителем автомобиля, а также зависит от типа жидкости. Для большинства автомобилей это происходит раз в два-три года. Они бы тоже жидкость следует заменить, если она потемнела или помутнела. Но в этом случае может понадобиться и какой-то ремонт, например, замена резиновых рукавов, из-за разрушения которых изменится цвет жидкости.

Как? В современных автомобилях замена жидкости осуществляется с помощью специального устройства, заменяющего старый «тормоз» на новый под давлением. На более простых автомобилях, без ABS или ESP, это можно сделать без оборудования, двумя людьми. Один из них должен нажимать на педаль, а другой выпускать старую жидкость и воздух из системы с помощью специальных штуцеров на суппортах. Эта процедура подробно описана в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Итак, очень кратко

— Автомобильные тормоза при правильном уходе и обслуживании пройдут десятки тысяч километров без ремонта, но рано или поздно позже даже требуется замена тормозных колодок, дисков и тормозной жидкости.

— Время замены дисковых тормозных колодок можно определить визуально, по косвенным симптомам или по показаниям датчиков. Ресурс передних колодок варьируется от 15 до 40 тысяч километров.

— Тормозные диски являются важной частью системы. Два-три жизненных цикла тормозных колодок «проходимы». Однако из-за резкого охлаждения или перегрева они могут потерять геометрию задолго до того, как произойдет критический износ.

— Устранить биение можно, вращая диски на станке. Однако это не всегда имеет смысл, даже с точки зрения стоимости.

— После замены колодок и дисков они должны пройти процесс притирки и обкатки, затем их ресурс и работоспособность. будет выше.

— Тормозная жидкость в силу своей гигроскопичности должна меняться не по пробегу, а по возрасту. Обычно раз в два-три года, по требованию производителя автомобиля. Важно использовать правильный тип жидкости и не допускать попадания воздуха в систему при замене.

Источник

Поделиться с друзьями
ГроФорум