От какого радиатора работает

Радиатор: основа автомобильных систем охлаждения

В каждом современном автомобиле можно найти различные детали для охлаждения или нагрева жидкостей и газов, используемых в различных системы: радиаторы. В этой статье вы узнаете все о радиаторах, их существующих типах, конструкции и принципе работы, а также о выборе и замене этих деталей.

Что такое радиатор?

Радиатор: блок систем охлаждения различных агрегатов автомобиля (двигатель, масло, отопление салона, кондиционер, интеркулер и др.); воздушный или жидкостный теплообменник, состоящий из ряда тонких трубок и резервуаров, обеспечивающий охлаждение протекающей жидкости потоком воздуха или жидкости.

В транспортных средствах имеется хотя бы один узел, требующий отвода тепла при работа: двигатель. Многие автомобили также имеют отдельные механизмы и системы, для нормальной работы которых необходимо организовать охлаждение: система смазки двигателя или трансмиссии, система охлаждения наддувочного воздуха (интеркулер), система кондиционирования воздуха и другие. . Наконец, в каждом автомобиле есть система внутреннего отопления, для чего необходимо отбирать часть тепла от двигателя и направлять его в салон. Во всех этих системах есть сходная по конструкции и работе деталь: радиатор или теплообменник.

Радиаторы выполняют несколько функций:

  • Отвод тепла от среды ( жидкость или газ), протекающие внутри радиатора и выбрасывающие его в атмосферу;
  • В охладителях системы охлаждения ДВС — возможность долива и слива жидкости в систему (за счет наличия заливной пробки и сливного крана);
  • Также в охладителях системы охлаждения ДВС — выравнивание давления в системе и в атмосфере, а также сброс избыточного давления через встроенный клапан;
  • В радиаторах испарителя системы кондиционирования воздуха: расширение рабочего тела (фреона) и снижение его температуры;
  • Для радиаторов отопления: отвод тепла от охлаждающей жидкости в салон автомобиля.

При этом каждый радиатор обеспечивает теплообмен между различными средами (жидкости, жидкости и воздух, газы), благодаря чему достигается охлаждение одних сред и нагрев других. Все радиаторы важны для нормальной работы отдельных систем автомобиля; в некоторых случаях радиатор в принципе позволяет автомобилю функционировать. Поэтому неисправный теплообменник следует отремонтировать или заменить, но прежде чем идти в магазин за новой деталью, необходимо разобраться в типах, конструкции и характеристиках теплообменника. эксплуатационные характеристики автомобильных радиаторов.

Типы и устройство автомобильных радиаторов

Все автомобильные радиаторы имеют в основном одинаковую конструкцию, в которой можно выделить три части:

  • впускной бак;
  • ядро;
  • Резервуар с выпускным отверстием.

Сердцевина представляет собой систему труб и пластин, которая действует как теплообменник. Баки служат для подачи и слива рабочей среды из активной зоны, они могут располагаться выше, ниже или по бокам от активной зоны. Некоторые типы кулеров не имеют баков как таковых.


Общее конструкция автомобильного радиатора


Основная конструкция автомобильных радиаторов

По конструкции сердечника радиаторы делятся на два типа:

В трубчатых радиаторах теплообменник выполнен в виде системы круглых или овальных трубок, окруженных металлическими пластинами того или иного типа для лучшей теплоотдачи. В радиаторах с пластинчатым сердечником теплообменник выполнен в виде зигзагообразных труб с плоскоовальным поперечным сечением, которые благодаря большой площади не нуждаются в дополнительных металлических пластинах.

Трубчатые радиаторы делятся на две большие группы:

Радиаторы с сердечником пластинчато-трубчатые состоят из системы круглых или овальных трубок, помещенных в пучок широких металлических пластин. Такой теплообменник имеет большую площадь поверхности, которая передает тепло набегающему воздушному потоку и обеспечивает эффективное охлаждение жидкости, протекающей через радиатор.

Сердцевина трубчатых ленточных радиаторов выполнена в виде системы из трубок овального (плоско-овального) сечения, между которыми расположены зигзагообразные металлические ленты (сложенные гармошкой). Такая конструкция имеет большую поверхность по сравнению с трубчато-ламельной и, как следствие, более эффективную теплоотдачу.

В зависимости от конструкционного материала радиаторы бывают двух основных типов:

  • Медь (и медно-латунные);
  • Алюминий.

В устройствах первого типа трубки и пластины/ленты изготовлены из меди, обладающей высокой теплопроводностью и поддающейся пайке. Однако медные радиаторы тяжелые и дорогие, поэтому в современных автомобилях их практически вытесняют радиаторы из алюминиевого сплава. Баки всех типов радиаторов могут быть изготовлены из пластмассы, алюминия или латуни, баки должны иметь патрубки, резьбовые горловины или штык для установки пробок, штуцеры или краны для слива жидкости, люверсы для установки датчиков температуры и других элементов.

Трубы сердцевины могут быть бесшовными или сварными/паянными одновременно, а сама конструкция сердцевины радиатора может быть собрана и сварена. Чаще всего выпускаются сборные алюминиевые радиаторы с трубчато-ламельным сердечником; в этом случае трубы привариваются или привариваются только к бакам, а пластины и трубы соприкасаются друг с другом, но никак не соединяются. Алюминиевые и медные трубчатые ленточные радиаторы паяют и паяют; при этом трубы и ленты свариваются между собой, что обеспечивает надежный контакт между деталями и жесткость всей конструкции.

Читайте также:  33 тип радиатора это как

Все автомобильные радиаторы имеют описанную конструкцию, отличаются лишь некоторыми деталями, которые будут будет рассмотрено ниже.

Применимость автомобильных радиаторов


Радиаторы отопителя пассажирского салона


Масла радиатора АКПП


Конструкция радиатора кондиционера

Автомобили могут быть оборудованы радиаторами для различного назначения:

  • Охладитель системы охлаждения двигателя. Присутствует на всех транспортных средствах, оснащенных двигателями внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением. Обеспечивает отвод тепла от теплоносителя в атмосферу за счет воздушного потока прохождение через охладитель;
  • Радиатор отопления. Является частью системы охлаждения двигателя, которая предназначена для обогрева воздуха, поступающего в салон, и поддержания таким образом приятного микроклимата. Обеспечивает нагрев проходящего воздушного потока за счет тепла теплоносителя;
  • Масляный радиатор. Встречается в системах автомобилей, машинах и агрегатах со значительным нагревом масла — гидравлических, некоторых автоматических коробках передач, в двигателях отдельных типов и др. Различают масляно-воздушные и масляно-водяные радиаторы, в первом случае охлаждение осуществляется за счет набегающим потоком воздуха, во втором — потоком охлаждающей жидкости (радиатор находится в системе охлаждения двигателя);
  • Радиаторы кондиционера и испарителя. Присутствует только на автомобилях с кондиционером. Радиатор кондиционера обеспечивает отвод тепла от теплоносителя подаваемым воздухом, охладитель испарителя обеспечивает расширение (испарение) теплоносителя для снижения его температуры. Первый радиатор обычно располагается в подкапотном пространстве рядом с радиатором двигателя, второй — в автомобиле или под приборной панелью — обеспечивает охлаждение воздушного потока в салон;
  • Радиатор интеркулера. Присутствует только на автомобилях с промежуточным охладителем. Это воздухоохладитель, он имеет большую площадь для охлаждения воздуха, поступающего от турбины, поступающим нисходящим воздухом.

Эти радиаторы могут иметь существенные отличия по конструкции. Например, радиаторы отопления имеют небольшие размеры, а радиаторы кондиционера имеют большее количество патрубков теплоносителя. Масляные радиаторы обычно изготавливаются в виде одной трубы, свернутой или свернутой в гармошку, вокруг которой находится пакет пластин или лент (или вообще отсутствуют пластины). А охладитель интеркулера имеет большое сечение патрубков и патрубков, что позволяет пропускать большое количество воздуха без существенного увеличения сопротивления потоку систем автомобиля, особенно для работы трансмиссии, отопления, некоторых типов трансмиссий, гидравлики и другие. При неисправном радиаторе температура жидкости повысится и агрегат (или вся система) может перестать работать. ошибка по перегреву. Поэтому при возникновении проблем следует заменить теплообменник.

Замените охладитель на тот же тип и модель, что и установленный ранее, если такой же агрегат не найден, используйте охладитель достаточной мощности. Если вы возьмете слишком маленький радиатор, система не будет работать эффективно, а большой может не поместиться на его место.

Замена радиатора должна производиться согласно руководству по ремонту автомобиля. После этого необходимо регулярно проверять теплообменник, очищать снаружи от грязи, а внутри от накипи и отложений. При правильном выборе радиатора и регулярном обслуживании система охлаждения будет работать эффективно в любых условиях.

Источник

Биметаллические радиаторы: почему в них сочетаются два металла, а как нет наткнуться на «копию»»?

Большой популярностью у потребителей сегодня пользуются биметаллические радиаторы. Это высокоэффективные отопительные приборы, которые имеют лаконичный элегантный дизайн, идеально вписывающийся в современный стиль интерьера. На что следует обратить внимание, чтобы под видом такого аккумулятора не купить устройство, которое только внешне похоже на радиаторы, отражено в самом его названии. Изделия состоят из двух частей: внутренних труб, по которым течет охлаждающая жидкость, и внешней рубашки, обеспечивающей теплообмен с внешней средой. Трубы изготавливаются из нержавеющей стали или меди. Эти материалы полностью отвечают основному требованию, предъявляемому к трубам отопления, то есть устойчивы к гидроударам и избыточному давлению в системе, а также к химической коррозии при высоких температурах. температура. Корпус радиаторов выполнен из алюминия – быстро нагревается и хорошо проводит тепло; его коэффициент теплопроводности составляет 230 Вт/(м‧⁰С). Для справки: для чугуна этот показатель составляет около 60 Вт/(м²‧⁰С), для стали – 50 Вт/(м²‧⁰С).

Монолитный или сборный?

Наружный и внутренние части биметаллических радиаторов соединяются литьем алюминия в специальные формы, куда помещается стальной (медный) сердечник. Операция проводится под высоким давлением. Таким образом, может быть реализована как одиночная монолитная конструкция , так и сборная конструкция .

Конструкция монолитного радиатора.

В первом случае корпус теплообменника отлит на сборном сварном коллекторе, что дает аккумуляторы, в которых отсутствуют потенциальные места утечки, как таковые без герметизации. Радиаторы второго типа собираются из отдельных секций, скрепляющих горизонтальные части трубопровода со стальными патрубками через термостойкие (до 200⁰С) уплотнительные кольца. Недостатки таких моделей очевидны: сборочные единицы чувствительны к качеству теплоносителя и к скачкам давления в Однако готовые радиаторы ремонтопригодны и позволяют легко заменить неисправный элемент, но в случае проблем с монолитными устройствами сделать это будет невозможно. Однако, как утверждают производители, срок службы последних составляет до полувека, а их надежность гарантируется самой литой конструкцией. Для сравнения: рабочее давление у некоторых «монолитов» может достигать 100 атм, а у секционных устройств находится в пределах 16-35 атм (хотя этих значений достаточно с запасом как для централизованного теплоснабжения, так и для автономных систем ). при стандартном давлении около 14 и 10 атм. Срок службы сборных радиаторов также немалый — от 25 до 30 лет.

Читайте также:  Как правильно разметить отверстия под радиатор отопления

Встроенные радиаторы дороже сборно-разборных, но для установки в системах централизованного теплоснабжения следует отдавать предпочтение им, поскольку они более долговечны и лучше адаптированы к экстремальным условиям эксплуатации (нестабильное давление, гидравлический удар и др.). Что касается возможности уменьшить или увеличить количество секций для регулировки тепловой мощности радиатора, то это безусловный плюс секционных моделей. При покупке «монолита» необходимо заранее точно определиться с желаемой производительностью устройство. Выбрать будет легко, поскольку на рынке представлен широкий ассортимент товаров разных размеров и характеристик.

Радиатор черный Royal Thermo BILINER 500 Noir Sable, 12 кл. Габариты 574 х 971 х 87 мм, мощность 2060 Вт, вес 22 кг. Цена от 9000 руб.

Радиатор Рифар Монолит 500, 10 секций. Размер 577 х 800 х 100 мм, мощность 1960 Вт, вес 21 кг. Цена от 8800 руб.

Видео-гайд: От какого радиатора работает


Радиатор RADENA BIMETALL CS150, 8 секций. Габариты 241 х 592 х 120 мм, мощность 960 Вт, вес 7 кг. Цена от 4400 руб.

Дополнительный радиатор глобального типа, 10 секций. Габариты 566 х 810 х 80 мм, мощность 1730 Вт, вес 18,7 кг, антифриз+вода. Цена от 8400 руб.

Радиатор RIFAR SUPReMO, 14 секций. Габариты 575 х 1120 х 90 мм, мощность 2828 Вт, вес 30,8 кг, вода+масло+антифриз. Цена от 13020 руб.

Радиатор Royal Thermo фортепиано черный, 12 секций. Габариты 591 х 971 х 100 мм, мощность 2270 Вт, вес 26,4 кг, вода+масло+антифриз. Цена от 13 320 руб.

Радиатор Sira RS Bimetal 500, 6 секций. Габариты 480 х 572 х 95 мм, мощность 1194 Вт, вес 11,52 кг, пар+вода+масло+антифриз. Цена от 5300 руб.

Радиатор Royal Thermo PianoForte Tower Silver Satin, 22 секции. Габариты 1760 х 591 х 100 мм, мощность 3982 Вт, вес 48,4 кг, вода+масло+антифриз. Цена от 5300 руб.

Как рассчитать необходимое количество секций?

Общий принцип таков: на 1 м² отапливаемой площади требуется 100 Вт тепла. Рассчитываем площадь помещения (S), узнаем в паспорте радиатора удельную мощность одной секции (P; в среднем 120-190 Вт) и определяем необходимое количество секций (N) по следующей формуле:

Ne=S×100/P

В то же время для помещений со сложной конфигурацией панорамных окон или, например, двумя стенами, выходящими на улицу, предусмотрены поправочные коэффициенты, которые указываются в основном на специальных калькуляторах. Кроме того, учитывают такие факторы, как ориентация помещения по сторонам света и по отношению к розе ветров, климатические особенности местности, качество утепления дома и др. Если расчеты вызывают затруднения , всегда есть возможность обратиться за помощью к продавцу-консультанту, главное перед походом в магазин сделать соответствующие замеры и быть готовым предоставить необходимую информацию о здании.

Кстати, есть еще один очень простой способ узнать, сколько нагревательных секций нужно на помещение. Подходит, если вы выбрали модель со стандартным межосевым расстоянием 500 мм и тепловой мощностью 180-190 Вт с одной секции. Вам нужна площадь (скажем, 15 м²), разделенная на два. Результат округляем и получаем цифру 8 – столько секций, сколько должно быть у радиатора. Поправка на теплопотери из-за больших окон, плохой теплоизоляции и т.п. обычно составляет 10%.

Биметаллические радиаторы подходят для установки в централизованных и автономных системах отопления. При этом в загородных домах, где в качестве теплоносителя используется тосол, имеет смысл использовать оборудование с медный сердечник. Этот металл полностью исключает возможность химической реакции с любым из компонентов антифриза

Критерии выбора

1. Основным критерием выбора биметаллических радиаторов является материал, из которого они изготовлены: «начинка» должна быть исключительно из нержавеющей стали или меди, а корпус — из алюминий. Дело в том, что если вы не вдаетесь в эти подробности при покупке устройства, вы рискуете приобрести так называемый полубиметаллический аккумулятор, который значительно хуже «оригинала» по надежности и долговечности. В таких устройствах вертикальные трубы могут быть из нержавеющей стали, а горизонтальные из алюминия или наоборот. В результате радиатор проявит все недостатки, присущие чисто алюминиевым моделям, такие как: низкая устойчивость к перепадам температур, боязнь гидроударов и скачков давления в системе, подверженность коррозии. Также сочетание двух металлов при производстве сердечника вызывает еще одну проблему: из-за разницы теплового расширения материалов в соединительных узлах велика вероятность протечек. Полубиметаллические радиаторы нельзя отличить от настоящих биметаллических радиаторов по внешнему виду. Благодаря этому сходству покупателей привлекает более низкая цена. Кстати, вес изделия поможет вам не запутаться с выбором: батарея с полностью стальным сердечником будет намного тяжелее, чем с частично алюминиевым.

Читайте также:  От чего течет радиатор охлаждения двигателя

2 Также следует обратить внимание на давление, при котором тестировалось устройство; Этого должно быть достаточно, чтобы радиатор легко выдерживал пиковую нагрузку системы отопления. Так, для установки в сети централизованного теплоснабжения можно смело использовать батареи прессованные под давлением 35 атм. Максимальная температура теплоносителя для биметаллических радиаторов колеблется от 90 до 135⁰С в зависимости от модели, при этом реально теплоноситель в системах не всегда нагревается даже до стандартных 70⁰С.

Биметаллические радиаторы имеют лаконичный дизайн, у них аэродинамические формы и плавные выступающие линии, в них нет деталей, которые могут вас задеть. Цветовые решения: от ослепительно белого и цвета слоновой кости до благородного серого и глубокого графита

3. Для качественной продукции толщина стенки стальных труб или медных должна быть не менее 3 –3,5 мм и толщина ребер корпуса должна быть не менее 1 мм, в противном случае радиатор будет иметь низкую механическую прочность и пониженную теплоотдачу. При попытке согнуть ребро пальцами оно легко поддается силе или даже напрягается, излом свидетельствует о том, что для корпуса был использован некачественный сплав и любое воздействие может повредить устройство. Некоторые марки оснащены дополнительными ребрами для увеличения рассеивания тепла.

4. Специалисты рекомендуют выбирать профили с шириной ребра и глубиной не менее 80 мм ; это оптимальные параметры для наибольшего эффекта теплоотдачи.

Установка прокладки радиатора.

5. При покупке сборного модель, попробуйте оценить качество крепления ниппелей и прокладок. Первый из один из них должен быть изготовлен из высокопрочной стали и иметь идеальную резьбу (отсутствие затирания, перекосов и т. д.), а другой, как правило, из резины или силикона, иметь среднюю твердость и хорошую эластичность.

6. Важными особенностями монтажа радиатора являются центральное расстояние между входом и выходом (может быть 200, 300, 350, 500 и 800 мм), а также конструкция устройство предоставляет схемы подключения к тепловой сети. В частности, отметим, что, несмотря на простоту сборки, которую может выполнить сам потребитель при точном соблюдении инструкции, некоторые производители допускают только профессиональную сборку своего оборудования, в то время как это условие оговоренных в гарантийных документах.

Диагональное подключение нагревательного элемента

Если расчеты показывают, что в помещении требуется нагревательный элемент с десятью и более секциями (например, он расположен в старый дом или на первом этаже или просто негабарит), то такое оборудование рекомендуется подключать по специальной схеме. В противном случае из-за большой длины канала, по которому протекает теплоноситель, устройство будет работать с пониженной теплоотдачей. Проблема решается диагональным соединением верхней подающей трубы с нижней отводящей, что позволяет добиться расчетной эффективности обогрева. Некоторые модели позволяют использовать любые жидкости с разной степенью химической агрессивности; другие требуют использования пара и масла в дополнение к воде и антифризу, а третьи требуют только специально обработанной воды с определенным уровнем pH.

Недостатки и/или сильные стороны?

Рекомендуется оборудовать биметаллические радиаторы термостатами для быстрого нагрева

Биметаллические радиаторы обычно являются «виновниками» с малым сечением трубы, поэтому она может быстро засориться с твердыми взвесями, присутствующими в воде. Однако решить эту проблему (а также предотвратить преждевременный выход агрегата из строя) можно с помощью механического фильтра. простая установка на входе. Однако если радиатор оснащен термостатом, то за счет того же малого диаметра каналов температура будет регулироваться в течение нескольких минут. Из-за разного теплового расширения их основных металлов и возникающего между ними трения радиаторы со временем начинают скрипеть. Однако для качественной продукции это не должно приводить к снижению сопротивления и ухудшению теплоотдачи.

Учитывая высокую цену биметаллических радиаторов по сравнению с их «конкурентами» из алюминия, стали и литых железо, надежность, срок службы и эффективность этих устройств непременно оправдают понесенные затраты.

Гладкие поверхности биметаллических радиаторов и отсутствие в их конструкции полостей и труднодоступных «карманов» делают обслуживание устройство удобное и простое.

Источник

Поделиться с друзьями
ГроФорум