Викторианская эпоха — Ароматное королевство
Не нужно открывать энциклопедию, чтобы представить себе викторианскую красавицу или утонченного джентльмена с гвоздикой в петлице ; Благодаря усилиям многих поэтов и писателей, сценаристов и драматургов, дизайнеров и модельеров образ викторианского стиля в моде, интерьерах и украшениях популярен и часто переписывается на новый лад, порождая множество новых течений, таких как шебби и стимпанк. Однако, когда речь идет об ароматах, парфюмерии и косметике, популярных источников немного. Рассказы о старинных ароматах словно окутаны паутиной веков, будто парфюмерии как таковой не существовало до изобретения знаменитых парфюмерных аккордов, а то, что существовало, заслуживает упоминания в статьях, относящихся к древности. и заканчивая настоящим. Что наливали в красивые викторианские фляги, что из пузырей стекла и серебра, которые выливали на кожу и волосы местные кокетки и сердцееды? Между тем история викторианской парфюмерии заслуживает особого упоминания, тем более что аромат был одной из важнейших составляющих того времени.
Романтические представления викторианской эпохи были тесно связаны между собой. к ароматам, то есть цветам и смолам, из которых они состоят. Каждому типу аромата придавалось особое значение; Развился не только язык цветов, но и язык запахов, тесно с ним связанный. Ароматы окружали дам повсюду: прославились пышные викторианские сады, цветы переместились из садов в дом, окружили хозяйку не только в будуаре, но и в гостиной, в коридорах и в столовой; запах, висящий в шкафах и на комодах. В комнатах стояли вазы с попурри (попурри — жизнь, окруженная ароматами) — ароматной смесью кореньев, трав, цветов, фруктов, пряностей. Цветочные часы распознавали время, когда каждый цветок открывался и закрывался в определенное время. На кухне готовили салаты, десерты, напитки и даже супы со свежими цветами. В оформлении интерьера также преобладала цветочная тематика: цветы на обоях, обивке мебели; запах словно растворялся в воздухе и окружал тебя со всех сторон.
Считалось, что тот или иной запах может многое рассказать о характере женщины, носившей это и влияет даже на характер, и даже на внешность и судьбу. Розмари окружали странные поверья: считалось, что ежедневное употребление розмариновой воды обеспечивает неувядающую молодость. Мускус вызывал чувственность, герань — нежность, бензоин стиракс — мечтательность. Темно-синие фиалки поощряли благочестивое поведение, а белые улучшали пищеварение. благовония пробуждают религиозные мысли. Если женщина предпочитала запах лимонной вербены, то о ней говорили, что она артистка или коллекционер предметов искусства. Сегодня мы бы назвали это ретро-ароматерапией.
Однако не следует думать, что парфюмом увлекаются только женщины, вовсе нет. (хотя именно в викторианскую эпоху появилось резкое различие между «женскими» ароматами, легкими и цветочными, и «мужскими» ароматами, которые должны были быть почти незаметными и строгими). Появился целый класс мужчин, занятых большинством сами по себе, со своей баней, так называемые франты. Эти люди вовсе не были ленивыми, как кажется сегодня. Многие из них — талантливые поэты, писатели и даже ученые: процветало сообщество парфюмеров-денди, парфюмерных эзотериков (в прямом и переносном смысле), которые придавали каждому аромату особое и сакральное значение, изучали воздействие на женщин и мужчин, создавали сложные системы и проводил странные опыты. Они сами признавались, что создают ароматы для женщин, ведь в викторианскую эпоху тоже было модно рыцарство: считалось, что джентльмен не посмеет отказать даме. И в то же время его работы больше кажутся созданными для других парфюмеров и специалистов. Например, Септимус Писс предложил систему обонятельной гармонии, основанную на сочетании запахов и музыкальных нот, — «одофон», где запахи делились на хроматические гаммы по степени их стойкости. В результате идеальные сочетания ароматных «нот» образовывали «аккорды». Некоторые парфюмеры до сих пор используют его разработку.
Кстати, среди ароматов викторианской эпохи можно выделить несколько основных: фиалка, лаванда, вербена, роза, бензоин (а популярный консервант), знаменитый корень ириса (флорентийский корень ириса), кассия, мята, пион. Популярны были полевые и садовые цветы, ныне забытые, например, куколка, голубика луговая, клевер лекарственный, солома душистая, липа луговая. Не каждая может позволить себе покупать духи у фармацевтов и парфюмеров, но каждая девушка может весной или летом отправиться на поляну и сорвать букет душистых цветов, а затем сшить из них мешочки, набить подушку для сна или отдыха или даже сидя, сделайте самодельный краситель или ароматизатор для своего мыла. Использовались также лепестки других цветов: гвоздики и жасмина, жимолости и лилии, бегонии, нарциссов, незабудок, гиацинтов, ландыша, желтого жасмина и примулы, клематиса и ипомеи, водосбора; а также восточные травы и специи (гвоздика, корица, мускатный орех, тимьян, шалфей и майоран). Растения собирали на рассвете, сушили в темноте и сушили около пяти дней; перед добавлением в пакет или попурри растолочь в ступке. Иногда на последнем этапе в смеси добавляли ароматические масла. Использовались также цветочные воды (роза, мята, розмарин), цветочные и косметические уксусы, иногда с добавлением туалетной воды, спиртовые настойки.
Многие дамы рассматривали возможность смешивания духи невежливые. Женщина часто выбирала тот или иной аромат и носила его везде, чтобы шлейф сопровождал ее и ассоциировался с ней среди поклонников и друзей. И «везде» в смысле викторианской эпохи действительно везде. Однажды я написал статью о пуговицах для духов, обтянутых тканью. декоративные пуговицы костюма, на которые нанесены масляные духи. На этом дело не закончилось. И кстати, масляными духами дело не ограничивалось: они могли быть на основе обыкновенного или винного спирта. Ароматизированная бумага для письма, чтобы любовное письмо могло говорить без подписи его владельца. Книги пахли духами; В отсеки шкафа помещали маленькие циновки или большие циновки с множеством карманов для трав. В частности, чулки, носки и нижнее белье были иногда размещают на широкой подложке с выложенными по краям мешочками из палисандра, лаванды или корня фиалки. Муслиновые мешки были наполнены резедой, мятликом, донником и таволгой, которыми они маскировались; для этого растения сначала подсушивали в темноте и сушили. Они задушили сиденья и мебель в вагоне. Любопытно, что меньше всего духи действовали на кожу; тогда считалось, что алкоголь высушивает и повреждает кожу.
Различные рецепты из викторианской Англии (измерения веса преобразованы в русские измерения, но без изменений)
Рецепт ароматизированной воды для ванны, духов и, возможно, еды
— 8 столовых ложек сушеных трав (лаванда, мята, роза, кончики розмарина, мирт, жасмин или цедра лимона)
Лепестки засыпать в кастрюлю с водой, довести до кипения и варить 10 минут. Снять с огня, остудить и
Рецепт настойки гвоздики
— 250 г лепестков садовой гвоздики
— 480 мл медицинского спирта
Залить лепестки спиртом 10 дней, ежедневно встряхивать банку. Процедить, добавить 125 мл настойки бензостиракса.
Рецепт цветочного уксуса
— 90 г сухих лепестков цветов (розы, лаванды, резеды, жасмина, донника или других сильно пахнущих цветов)
— 1,12 л уксуса (в викторианские времена использовали орлеанский уксус)
лепестки залить уксусом на 2 недели, процедить.
Рецепт ароматного уксуса
— 30 мл концентрированной уксусной кислоты
— около 2 мл эфирного масла розы
Смешать и встряхнуть в плотно закрытой бутылке. Смесь смачивали подушечки в уксусе.
Видео-гайд: Викторианская роза что это
— нашатырный спирт (можно нашатырный спирт) — 480 мл
— около 3,9 мл эфирное масло розы
— около 3 , 9 мл эфирного масла английской лаванды
— около 2 мл эфирного масла бергамота
— около 2 мл эфирного масла гвоздики (пряность)
Эту смесь увлажняли соль карбоната кальция (калийная) насыпают в прозрачную бутылку для аромата. Сохраняется даже после встряхивания в закрытой бутылке.
Рецепт очищающего молочка
— 45 г бензойного стиракса
— 360 мл медицинского спирта
— 360 мл орлеанского уксуса
Приготовьте смесь из небольшого количества спирта и уксуса. Засыпать измельченную смолу. Слейте остатки спирта и уксуса, помешивая, перелейте все в бутыль для хранения и оставьте на 2 недели. Напряжение.
Рецепт саше с лимонной вербеной
— 460 г сухой молотой цедры лимона
— 31 мл эфирного масла бергамота
— 15 мл лимонного масла
— около 3,89 мл масла лемонграсса
Рецепт пакетика с лавандой
— 460 г сушеных измельченных цветков лаванды
— 112 г молотого бензоина
— около 7 мл эфирного масла лаванды
— 460 г лаванды цветков лаванды
— 460 г цельных лепестков роз
— 230 г ирисов
— для обсыпки: смесь гвоздики, корицы и душистого перца, все специи «разломанные» (разломанные на кусочки, но не измельченные в порошок), по 60 г
— 460 г поваренной соли
Если парфюмерия того времени захватывает воображение, то косметика довольно страшная. В составы для умащения лица и рук добавляли такие ядовитые вещества, как свинец и даже ртуть, а также животные жидкости, такие как медвежий и барсучий жир. Для ухода и окрашивания волос использовались составы, содержащие оксиды серебра и свинца, уголь, известь, жженое дерево и опилки, медный купорос и другие опасные для жизни и здоровья компоненты. Популярным ингредиентом кремов против морщин был кашалот, продукт жизнедеятельности кашалота; другими известными веществами были воск и миндальное масло (но совершенно безвредные и даже современные). Однако они могли добавлять ртуть, мышьяк и даже синильную кислоту в ароматизированные тонизирующие воды, маскируя запах химикатов ароматом розы, лаванды или розмарина. Декоративная косметика была не столь опасна, но разнообразием не отличалась: ее делили на «белую» (порошки на основе крахмала и мела) и «красную» (помады и румяна, созданные, например, из смеси квасцов, белый винный уксус и красный сандал). Глаза обведены углем. Все это казалось молодым женщинам неприличным и неуместным, да и само время призывало к сдержанности и деликатности, статьи в женских журналах подчеркивали, что красота должна быть естественной, нежной. Поэтому яркая косметика стала уделом низов общества: проституток, актеров, бесноватых женщин; дама из высшего общества должна была светиться здоровой природной красотой (и, конечно же, запахом свежих цветов!). Кроме того, в декоративную косметику часто добавляли свинцовые белила, едкий нагар, висмут, негашеную известь, особенно в такие модные разновидности, как жемчужная пудра (порошок в прямом смысле слова из измельченного жемчуга).
Интересно остановиться на некоторых «типично викторианских» вещах, придуманных несколько раньше, но переживших возрождение в викторианскую эпоху. Это уксусы-винегреты: миниатюрные серебряные коробочки или стеклянные бутылочки, куда помещалась ароматная вата со специальным составом (плюс уксусы и бутылочки для ароматных солей). Даме в обмороке принесли уксус (а было на что попасться; мало того, что этикет предписывал женскую чувствительность и застенчивость, так еще и в дорогих пансионах для дам учащиеся часто изголодались по красивой тонкой талии, как мы можем видеть на старые рекламные плакаты). Лондонские полицейские на всякий случай взяли с собой бутылку уксуса. Были популярны слезы — бутылочки для сбора. слезы и использовались не только женщинами, но иногда и мужчинами. Слезные железы (слезы) были миниатюрными и сделаны так, чтобы отверстие можно было поднести к глазу (подробнее Tear Catcher — память о временах). Очаровательные букеты тусси-мусси из живых цветов, которые носят в руках или прикрепляют булавками к одежде, призваны сказать партнеру все, что вы считаете нужным сказать ему без слов. Язык цветов вообще был широк и разнообразен и использовался в особенности влюбленными, которым приходилось скрывать свои чувства (что обычно в чопорном викторианском мире).
Викторианская эпоха мыла сильно отличалось от настоящего: поначалу оно большей частью было ручным трудом, в прямом смысле этого слова: домохозяйки делали его дома и рекомендовалось даже если была возможность купить мыло самодельное .заводское. Считалось, что «покупное» душистое мыло скрывает за сильным ароматом неприятный запах некачественных компонентов, а ярко окрашенные зеленые или розовые мыла просто считались опасными для кожи. После мытья с мылом предписывалось несколько раз обмыть кожу чистой водой. А лучше всего купить белое (нелакированное) мыло лучшего качества, размягчить его в кастрюле на медленном огне с небольшим количеством воды, немного перемешать. овсянка. Это смягчило эффект сушки. Иногда добавляли натуральные ароматизаторы: считалось, что малиновый сок придает мылу свежий аромат, розовая вода или цветы жасмина также были популярными ингредиентами.
Если содержимое косметического контейнера могло быть таким прекрасным, опасным и ядовитым, то «накрутка» была просто чудесна в викторианские времена. Английское производство флаконов для духов, флаконов для уксуса, слез, горшков для воды и уксуса буквально процветало. Там были драгоценные деревянные дорожные чемоданы с миниатюрными косметическими наборами, где все, от расчески до бритвы, было сделано из серебра, а флаконы — из стекла; и мини-витражные флаконы-кошельки, иногда двойные: уксус и духи «в одном флаконе»; и бутылки, оправленные в полудрагоценные камни; и фарфоровые фигурки-бутылки; и цветочные принты, конечно. Не отставали от бутылочек расчески, маникюрные принадлежности, мелочи вроде чашек, наперстков, швейных, ножниц, зеркал. тем не менее, это было в викторианскую эпоху, и именно английский химик Уильям Перкин создал синтетический аромат кумарина, букет свежескошенного сена на основе салициловой кислоты. кислота. Кумарин использовался в парфюмерии Guerlain Jicky, которая открыла новую эру в парфюмерном искусстве, сочетающем натуральные ингредиенты с химическими эссенциями. Это не означает, что в викторианскую эпоху полностью отсутствовали «фирменные» составные духи; наоборот, именно тогда появились некоторые культовые ароматы, позже вновь представленные (например, Russian Skin, Jicky, Eau de Imperiale), родились империи Rimmel, Penhaligon’s и D’Orsay. Есть много ароматов со словом «букет» в названии, которые отражают суть цветочного аромата. XX век с его быстрым и практичным подходом к тайне парфюмерии неотвратимо приближался, и его аромат висел в воздухе ароматом искусственной розы и фиалки, предвещая усреднение, ускорение и упрощение. Эпоха парфюмерных модников, прекрасных ядов и эзотерических ароматов ушла навсегда, оставив в памяти потомков лишь слабый цветочный аромат ностальгии.
2014 © Анна Эльвира Бродская
Авторская статья, выдержки из авторского перевода, авторские выдержки приготовления и модификации рецептов. Перепечатка без указания автора и источника запрещена.
Ах. Вайнштейн «Запахи и ароматы в культуре», Книга 1
Английская Википедия (авторский перевод)
Beautiful Forever: мадам Рэйчел с Бонд-стрит, косметолог, мошенница и шантажист
Г. В. Септимус Писсе, Искусство парфюмерии и методы извлечения ароматов растений
Ли Джексон, Словарь викторианского Лондона
Источник